Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк

Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк


Рубрикатор / Царское село и город Пушкин в историческом времени/Пантеон воинской славы/София — город военных

Первые части железнодорожных войск были учреждены в России в 1870 году в виде военных железнодорожных команд, которые состояли при железных дорогах по особому расписанию. Общая их численность составляла не более 1000 человек.
16 мая 1878 года в Москве был сформирован 1-й железнодорожный батальон в составе двух строительных и двух эксплуатационных войск, организационно входящий в состав 1-й саперной бригады.
Впоследствии батальон получил особую задачу по охране железной дороги во время «Высочайших проездов» по так называемой «царской ветке», соединявшей Санкт-Петербург с Царским Селом, а также для охраны участков железных дорог под Санкт-Петербургом, по которым совершали переезды «Высочайшие Особы».
После переезда под Санкт-Петербург 1-й железнодорожный батальон, находясь в лагере саперов в Усть-Ижоре, построил узкоколейную железную дорогу до Колпино.
В 1900-1902 годах от Витебского вокзала до Царского Села была проложена железнодорожная ветка, которая стала называться «Императорским путем». В ее строительстве принимал участие 1-й железнодорожный батальон. После завершения строительства в декабре 1902 года батальон расположился в Царском Селе.
В 1910 году 1-й железнодорожный батальон был переформирован в 1-й железнодорожный полк двухбатальонного состава.
С началом Первой мировой войны на полк была возложена задача организации поездок Николая II в действующую армию, а также обеспечения их охраны.
6 мая 1915 года он получил новое наименование – Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк – причислением его к Старой гвардии.
В дни Февральской революции один батальон полка во главе с командиром полка генерал-майором С.А. Цабелем сопровождал Николая II в Ставку в Могилев, а другой был оставлен в Царском Селе.
4 марта 1917 года полк получил новое наименование – Гвардейский железнодорожный полк, а 27 марта этого же года был расформирован.

Предметный указатель
Витебский вокзал
Первая мировая война 1914-18 г.
Февральская революция 1917