Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ лейб-гвардии Измайловского полка

Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ лейб-гвардии Измайловского полка


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

Белый собор с огромным голубым куполом и бронзовыми на нем звездами виден за 20 км от города и считался в Петербурге одним из самых высоких и больших (вмещал 3000 человек). Он был возведен для Измайловского полка – третьего по старшинству в гвардии, сформированного в 1730 в селе Измайлове под Москвой.
После перевода полка в Петербург для него 12 июля 1733, неподалеку от устья Фонтанки, в деревне Калинкиной, освятили походный храм-шатер с образами, написанными „на лазоревом атласе“ московским иконописцем И. Г. Адольским. Зимой шатер убирали, и молиться солдаты и офицеры ходили в приходские храмы.
Когда полку отвели новое место, выше по реке, церковь в 1742 перенесли в деревянную солдатскую казарму, но уже 1 июля 1754 архиепископ Сильвестр заложил, a 1 июня 1756 освятил для измайловцев отдельный пятиглавый храм с приделом мч. Иоанна Воина. Он был выстроен из дерева по образцу церкви в селе Керстово – имении Ф. И. Дубянского, духовника Императрицы Елизаветы Петровны, которая подарила полку вышитые ею воздуха, покровы и золоченые серебряные сосуды. Иконы для этого храма написал известный М. Л. Колокольников.
Новая церковь была холодной, поэтому теплая по-прежнему размещалась в „светлицах“. Здесь, после очередного переноса, она была 8 ноября 1813 заново освящена и получила новый иконостас. Холодный храм сильно пострадал при наводнении 1824 года, когда в нем „вода стояла на три аршина“, в связи с чем арх. В. П. Стасову было предложено, приняв пострадавший храм за образец, разработать проект нового, каменного. В Троицын день, 13 мая 1828, митрополит Серафим заложил его в присутствии Императрицы Марии Феодоровны и Цесаревича. Над местом закладки был поставлен „величественный царский намет, а окружность сего места была покрыта красным сукном и ковром“.
Хотя четыре года спустя здание было вчерне готово, его освящение задержалось из-за восстановления сорванного бурей купола и затянувшейся внутренней отделки. К тому же Николай I повелел А. Е. Егорову, В. К. Шебуеву, А. И. Иванову, Н. А. Майкову и В. К. Сазонову переписать некоторые образа заново. 25 мая 1835, накануне Троицы, митрополит Московский Филарет торжественно освятил храм, поражавший внутри простором и обилием света и стоивший казне 3 млн руб.
К освящению Император подарил яшмовые сосуды в золотой оправе и дарохранительницу из яшмы в виде храма с колоннами из розового агата.
Руководствуясь принципами стиля ампир, Стасов использовал в отделке искусственный белый мрамор, покрыв им колонны и пилястры. Иконостас, оформленный коринфскими колоннами, шел полукругом, образуя одно целое с надпрестольной сенью. Его вырезала охтинская мастерская Тарасова. Образа для боковых приделов были взяты из прежнего храма. Скульптурный фриз исполнили С. И. Гальберг и И. Леппе. Стены и своды расписали живописец из Ростова Великого Т. А. Медведев и выпускник Академии художеств А. И. Травин, с помощниками. А. И. Иванов написал плащаницу.
Из первоначальной церкви происходили: атласный иконостас Адольского, редкая по иконографии икона „Христос – Великий Архиерей“ и „Воскресение Христово“ (1738) с частицей св. мощей. Одной из самых чтимых икон было „Успение“, которую несколько раз видела во сне одна из прихожанок.
В 1865 на фабрике Никольс и Плинке для храма была сделана трехъярусная бронзовая люстра весом 300 пудов; в 1872 по Высочайшему повелению из Исаакиевского собора переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. Со стен свисали турецкие знамена, захваченные во время Русско-турецкой войны 1877–1878, в которой полк особенно отличился.
В память об этой войне 12 октября 1886 у здания собора, на проспекте, был открыт памятник, созданный по проекту акад. Д. И. Гримма из 108 турецких пушек, составленных в пять ярусов, и увенчанный фигурой Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале „Колонны Славы“ были укреплены бронзовые доски с перечнем сражений и полков, участвовавших в войне. В самом соборе висели доски из белого мрамора с именами павших в боях офицеров, в витринах хранились ключи от взятых городов и мундиры Августейших шефов.
В 1894–1895, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева была выстроена в ампирном стиле часовня св. Александра Невского в память спасения императорской семьи в Борках. Белый с золотом иконостас для нее вырезал П. С. Абросимов, образа написал акад. И. А. Тюрин.
В Троицу на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой; в первый Спас крестный ход шел для водосвятия на Фонтанку, в Успенье – по окрестным улицам. Каждый год, 12 октября, в присутствии всего полка служилась заупокойная литургия в память о кровопролитном бое при Горном Дубняке, решившем участь Плевны.
В 1870 при соборе действовало благотворительное общество с богадельней, приютом и бесплатными квартирами; с 1912 – Братство православного воспитания детей.
15 февраля 1867 в соборе венчался Ф. М. Достоевский с А. Г. Сниткиной. 6 ноября 1894 здесь отпевали А. Г. Рубинштейна.
В 1828–1856 настоятелем служил прот. Иоанн Антипович Назаров, известный законоучитель, очень ценимый императорской семьей. Последним (с 1911) перед революцией настоятельствовал прот. Василий Николаевич Грифцов.
Памятник Славы, который в 1925 хотели заменить монументом декабристам, отправили в январе 1930 на переплавку. Собор же 22 апреля 1938 закрыли (существовал проект его сноса или переделки в городской крематорий). В последнюю войну он пострадал и в 1952–1953 был отремонтирован. Охраняемое государством здание долгое время занимал склад.
В 1969 перед собором установлен бюст арх. В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко-Аникушиной.
Летом 1990 собор возвращен верующим, и в сентябре в нем начались богослужения и реставрационный ремонт, который еще не скоро будет окончен. В 2000 завершена реставрация часовни.

Архивные источники
РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 134; Ф. 797. Оп. 64. Д. 30; Ф. 806. Оп. 1. Д. 2135.
Литературные источники
Дренякин А. М. Историческое описание церквей л.-гв. Измайловского полка. СПб., 1850.
Песоцкий А. М. Церковь Святые св. Живоначальныя Троицы… СПб., 1894.
Отчет по постройке часовни… при церкви св. Троицы… СПб., 1896.
Невдачин И. И. Свято-Троицкий собор… СПб., 1910.
ИСС. 1873. Т. 3. Ч. 2. С. 432–442.
ЛМХ. Вып. 2. С. 107–108.
Цитович. Ч. 1. С. 32–36.
Пилявский В. И. Стасов-архитектор. Л., 1963. С. 202–209.
ПАЛ. С. 460–161.
Тыжненко. С. 105–117.
Периодика
НС. 1886. № 22. С. 3; 1894. № 22. С. 104; № 39. С. 199–200; 1895. № 22. С. 116.
Нива. 1875. № 18. С. 278; 1890. № 31. С. 791–792.
ВПГ. 1895. № 114.
ВКГ. 1929. № 183.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Абросимов П. С.
Адольский Иван Григорьевич
Бузато Джованни
Гальберг Самуил Иванович
Гримм Давид Иванович
Грифцов Василий Николаевич
Достоевская Анна Григорьевна (урожд. Сниткина)
Достоевский Федор Михайлович
Дубянский Федор Яковлевич (Иаковлевич)
Егоров Алексей Егорович
Елизавета Петровна, императрица
Иванов Андрей Иванович
Колокольников Мина Лукич
Кондратьев Сергей Петрович
Леппе Иван
Литовченко-Аникушина Мария Тимофеевна
Майков Николай Аполлонович
Мария Федоровна, императрица, супруга Александра III
Медведев Тимофей Алексеевич
Назаров Иоанн Антипович
Нефф Тимофей Андреевич
Николай I, император
Рубинштейн Антон Григорьевич
Сазонов Василий Кондратьевич
Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский), митрополит
Сильвестр (Кулябка), архиепископ
Стасов Василий Петрович
Тарасов Андрей
Травин Алексей Иванович
Тюрин Иван Алексеевич
Филарет (Василий Михайлович Дроздов), митрополит
Шварц П.И.
Шебуев Василий Козьмич

Адреса
Измайловский пр./Санкт-Петербург, д. 7-а
Троицкий пр./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Измайловский л.-гв. полк
Никольс и Плинке, фабрика
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Колонна Славы, памятник
Столярная мастерская А. Тарасова
Стасова В. П. бюст
Колонна Славы, памятник
Троицкий собор (Измайловский)


Воинские церкви

ВОИНСКИЕ ЦЕРКВИ, храмы при воинских частях, появились одновременно с основанием города, создавались в виде походных храмов на полковых дворах - местах расквартирования гарнизонных, пех. и гв. полков, а также мор
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО ДУШЕСПАСЕНИЯ

Образовано в 1990 членами прихода собора Пресвятой Троицы (Измайловский пр., 7а) с целью оказания помощи людям, оказавшимся в кризисной ситуации. Возглавил братство председатель церковно-приходского совета, психотерапевт Анатолий Осницкий
Источник: Благотворительность в России

Католическая церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ Митрополитская

С 1772 административое управление католическими приходами в России находилось в Могилеве. Когда его решено было перенести в столицу, арх. В. И. Собольщиков в 1869–1870 разработал проекты резиденции и большого храма для митрополита Могилевского
Источник: Святыни Петербурга

Колонна Славы, памятник

Памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. Архитектор Д. И. Гримм. Скульптор П. И. Шварц. Архитектор проекта воссоздания Г. А. Шереметьев, скульптор З. К. Церетели
Источник: Городская скульптура на рубеже XX-XXI веков

ОБЩЕСТВО ВСПОМОЖЕНИЯ БЕДНЫМ ПРИХОДА ТРОИЦКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ИЗМАЙЛОВСКАГО ПОЛКА СОБОРА

Основано 1 ноября 1870 офицерами гвардейского полка, прихожанами полкового собора Пресвятой Троицы (Измайловский пр., 7 а). Участие в деятельности общества принимал шеф полка вел. кн. Константин Константинович
Источник: Благотворительность в России

Серафим (Глаголевский) (1757-1843), митрополит Новгородский и С.-Петербургский 1821-1843

СЕРАФИМ (в миру Стефан Васильевич Глаголевский) (1757-1843, СПб.), церк. деятель, поч. ч. Петерб. АН (1841). С 1782 учился в Моск. духовной академии, одноврем. посещал лекции в Моск. ун-те
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Троицкий собор (Измайловский)

ТРОИЦКИЙ СОБОР, собор Пресвятой Троицы (Измайловский) (Измайловский просп., 7а), пам. архитектуры позднего классицизма, полковой храм л.-гв. Измайловского полка. Сооружен в 1828-35 (арх. В. П. Стасов) на месте одноим. дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Александровской больнице в память 19 февраля 1861 года

В России, как и в Европе, социальное обеспечение промышленных рабочих появилось только в середине XIX века. В 1842 в столице открылась первая больница для чернорабочих, которая заняла здание исправительного заведения (см. церковь свт
Источник: Святыни Петербурга

Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Окружном складе огнестрельных припасов

Склад боеприпасов столичного военного округа с артиллерийской лабораторией, расположенный на окраине Петербурга, в Полюстрове, южнее Богословского кладбища, был довольно большим: здесь работало более 500 служащих
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Окруженная березами, эта церковь с большим голубым куполом, усыпанным золотыми звездами, и с островерхой колокольней стояла на стыке трех улиц. На Петербургской стороне она была не самой красивой, но одной из старейших
Источник: Святыни Петербурга

Церковь прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

В конце XIX века земля в центре города стала очень дорогой, поэтому заводчики, ремесленники и извозопромышленники „в короткое время раскупили и застроили обширные земли, представлявшие доселе пустыри или огороды
Источник: Святыни Петербурга

Церковь СПАСА ВСЕМИЛОСТИВОГО на Митрофаниевском кладбище

Эта первая на кладбище церковь была возведена всего за пять месяцев вместо существовавшей с 1831 часовни. Такая быстрота объясняется тем, что сюда перенесли в разобранном виде деревянную церковь Измайловского полка (см
Источник: Святыни Петербурга

Чельцов М.П. (1870-1931), сщмч.

ЧЕЛЬЦОВ Михаил Павлович (1870-1931, Л.), протоиерей, церк.-обществ. деятель. Окончил Казанскую духовную академию (1894). С 1898 жил в СПб., в 1903-20 священник домовой церкви и преподаватель богословия в ИГИ. Автор трудов по истории церкви
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Шебуев В.К., (1777-1855), художник

ШЕБУЕВ Василий Козьмич (1777, Кронштадт - 1855, СПб.), живописец. Учился в АХ (1782-97) у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Пенсионер АХ в Риме (1803-07). С 1807 преподавал в АХ (с 1812 проф., с 1832 ректор)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга