Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Конструктивизм

Конструктивизм


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

КОНСТРУКТИВИЗМ, осн. направление в архитектуре сов. авангарда 1920-х - нач. 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Большое влияние на ленингр. К. оказала система супрематизма худ. К. С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрич. элементов. В Л. общий поворот к новому направлению произошел в 1925-27 с началом работ по застройке рабочих окраин. Кардинально изменившемуся социальному содержанию соответствовали новые типы зданий и градостроит. комплексов: жилмассивы, включавшие учреждения культурно-бытового обслуживания, дома-коммуны, клубы и дома культуры, школы, стадионы, фабрики-кухни и здания районных Советов. Широко вводилась типизация квартир и секций (частей домов). Ленингр. К. отличался повышенным вниманием к худож. форме, вобрал в себя приемы экспрессионизма, на ранней и заключит. фазах - классицистич. реминисценции, на стадии расцвета - выразит. средства супрематизма. Образцом соединения принципов функционализма и экспрессионизма стала ф-ка "Красное Знамя" (1926-37, арх. Э. Мендельсон, Пионерская ул., 57). Лидеры ленингр. авангарда А. С. Никольский и Л. М. Хидекель творчески применяли принципы супрематизма к конструктивистскому методу. Своеобр. синтез разных течений авангарда дал в своих графич. композициях Я. Г. Чернихов. Версия "чистого" К. представлена в ряде построек А. И. Гегелло, Г. А. Симонова, А. К. Барутчева, И. А. Гильтера, И. А. Меерзона и Я. О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма проникнуто творчество Н. А. Троцкого, к-рый вносил в функционалистские схемы особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е. А. Левинсона и И. И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистич. элементы. Зачастую стилевым и функциональным новациям сопутствовали внешнее следование формальным приемам или предельно схематичные решения. Откровенный утилитаризм особенно характерен для массового жил. стр-ва, не всегда удовлетворявшего элементарные бытовые потребности. Отставание техн. базы, низкое качество материалов также дискредитировали творч. открытия авангарда. Но несмотря на эти негативные моменты и скоротечный, насильственно прерванный цикл развития, ленингр. авангард явился заметным вкладом в отеч. архитектуру.

Лит.: Бартенев И. А. Современная архитектура Ленинграда. Л., 1966; Вайтенс А. Г. Архитектура конструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектуры России: Сб. науч. тр. СПб., 1995; Зодчие Санкт-Петербурга, ХХ век. СПб., 2000.

Б. М. Кириков.

Авторы
Кириков Борис Михайлович

Персоны
Барутчев Армен Константинович
Гегелло Александр Иванович
Гильтер Исидор Альбертович
Левинсон Евгений Адольфович
Малевич Казимир Северинович
Меерзон Иосиф Александрович
Мендельсон Эрих
Никольский Александр Сергеевич
Рубанчик Яков Осипович (Иосифович)
Симонов Григорий Александрович
Троцкий Ной Абрамович
Фомин Игорь Иванович
Хидекель Лазарь Маркович
Чернихов Яков Георгиевич

Адреса
Пионерская ул./Санкт-Петербург, д. 57

Библиография
Вайтенс А. Г. Архитектура конструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектуры России: Сб. науч. тр. СПб., 1995
Бартенев И. А. Современная архитектура Ленинграда. Л., 1966
Зодчие Санкт-Петербурга, ХХ век. СПб., 2000

Предметный указатель
"Красное знамя", ф-ка