Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при Государственном совете

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при Государственном совете


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви в государственных учреждениях

Свое название Мариинский дворец, стоящий на южной стороне Исаакиевской площади, получил от имени дочери Николая I вел. кн. Марии Николаевны (1819–1876). По случаю ее свадьбы с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817–1852) придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру было повелено перестроить бывший дворец гр. Чернышева (см. упраздненную церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ во дворце гр. И. Г. Чернышева) под великокняжескую резиденцию.
Работы длились целых пять лет, и 2 января 1845 был освящен сам дворец, а 17 января – церковь при нем. Она находилась на верхнем этаже посреди главного фасада. Освещалось помещение через просветы в сводчатом потолке, который поддерживался четырьмя железными „под стюк“ колоннами с золочеными капителями. Образа в двухъярусном белом с золотом иконостасе и роспись в алтаре исполнил К. Дузи. Церковные сосуды были сделаны из золоченого серебра по рисунку зодчего. Часть их поставил поч. гр. Иван Хихачев.
Скромная отделка церкви, вероятно, не устраивала владелицу дворца. В 1859–1860 в храме работал кн. Г. Г. Гагарин, который изменил его конфигурацию и отделку, собственноручно написал образа в новом одноярусном мраморном иконостасе и сделал роспись стен, в чем ему по орнаментальной части помогал М. Н. Трощинский. По желанию Марии Николаевны евангельские сцены иллюстрировали милосердное отношение Христа к женщине: „Христос, Марфа и Мария“, „Спаситель и Мария Магдалина“ и др. Современник писал об этой отделке: „Своеобразие стиля в сочинении и выполнении стенной живописи и орнаментации придает этой церкви характер византийский…“. Тогда же в Париже по эскизу известного архитектора Виолле Ле Дюка были исполнены дарохранительница из лазурита и яшмы и двойной крест, свисавший с потолка и украшенный матовыми лампадками.
Вход в храм был оформлен в виде портала с двумя порфирными колоннами, дверь украшена кованым железом и обита гвоздями с алмазными головками. Стены лестницы, ведущей к церкви, расписали орнаментами, на площадке установили икону Корсунской Божией Матери.
С церковью была соединена красивой решеткой молельня с отдельным входом. В ней Гагарин разместил старинные иконы, в том числе реликвии семьи Романовых и образа, подаренные Марии Николаевне при ее венчании. Посетивший дворец Теофиль Готье отметил: „Все эти маленькие иконы, выполненные по неизменному канону православной церкви, покрывают от плинтуса до фриза высокие стены этой молельни, с вечно горящими лампадками, которые освещают мерцающим светом святых дев, их смуглые лики и руки в окладах, с золотыми нимбами, более таинственных и более отмеченных религиозным чувством, в своей священной неподвижности, чем многие произведения более совершенного исполнения“.
При жизни герцога Лейхтенбергского на первом этаже действовала католическая каплица (см. каплицу в Мариинском дворце).
После смерти владелицы православная церковь упразднена не была. В ней, в присутствии Императора Александра III, молебном 11 февраля 1885 открыл свои заседания Государственный совет, созданный в 1801 „для рассмотрения и уважения государственных дел и постановлений“. Для этой цели дворец был отремонтирован арх. Л. Л. Петерсоном, который, однако, не изменил отделку храма.
Храм был закрыт в начале 1918 при прот. Александре Петровиче Рождественском: убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После последней войны в церкви находился кинозал Исполкома Ленсовета; ныне здание принадлежит Законодательному собранию С. Петербурга. В 1982–1988 церковное помещение и его росписи полностью отреставрированы. С 1990 в церкви по особому расписанию проходят богослужения.

Архивные источники
РГИА. Ф. 542. Оп. 1. Д. 170; Ф. 805. Оп. 1. Д. 1531.
Литературные источники
ОИАХ. 1842–1843. С. 19.
Государственный совет: 1801–1901. СПб., 1901. С. 186–187.
ПАЛ. С. 88–89. НА. 1995. Вып. II. С. 200–236.
Белякова З. И. Мариинский дворец. СПб., 1996. С. 75–78.
Петров Г. Дворец у Синего моста. СПб., 2001. С. 97, 124–125, 164–171, 447.
Корнилова А. В. Григорий Гагарин. М., 2001. С. 183–190.
Периодика
Иллюстрация. 1845. Т. 1. № 2. С. 18–19.
Архитектурный вестник. 1859. № 5. С. 475–476; 1859. № 1. С. 88.
ИГ. 1865. № 36. С. 165–166.
Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских. 1870. Кн. 3. Отд. 2. С. 130–139.
Ленинградский рабочий. 1987. № 25.
ЛП. 1988. № 12. С. 34–35.
ВЛ. 1991. 17 июля.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Виолле-ле-Дюк Эжен
Гагарин Григорий Григорьевич
Дузи Козрое
Петерсон Людвиг Людвигович
Рождественский Александр Петрович
Трощинский Михаил Никифорович
Штакеншнейдер Андрей Иванович

Адреса
Исаакиевская пл./Санкт-Петербург, д. 6

Предметный указатель
Упраздненная церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ во дворце гр. И. Г. Чернышева
Упраздненная каплица в Мариинском дворце
Мариинский дворец
Государственный Совет
Законодательное собрание
Ленгорисполком


Упраздненная церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ во дворце гр. И. Г. Чернышева

По отзыву кн. М. М. Щербатова, известного историка, граф Иван Григорьевич Чернышев (1726–1797) – „человек не столь разумный, сколь быстрый, увертливый и проворный и, словом, вмещающий в себе все нужные качества придворного“
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ при Доме милосердия

С целью „возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда“ в столице в 1833 по инициативе Сарры Бюлер открылось частное Магдалинское убежище, которое в 1844, как Отделение кающихся
Источник: Святыни Петербурга