Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ на Смоленском кладбище

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ на Смоленском кладбище


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви на кладбищах/Смоленское кладбище

Одно из самых больших и старых городских кладбищ возникло в 1738 и было закрыто для погребений в 1938, два века спустя. На нем за это время был похоронен без малого миллион человек. Кладбище включало в себя также лютеранское и армянское отделения, расположенные на другом берегу речки Смоленки. Так как на Васильевском острове находились крупнейшие научные и учебные учреждения Петербурга, то Смоленское кладбище стало пантеоном русской науки и культуры – здесь похоронены многие выдающиеся ученые, художники, зодчие, мореплаватели, инженеры.
Первая деревянная церковь освящена на кладбище 30 сентября 1760 после двух лет постройки. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 теплый Михайловский придел, в котором отпевания и богослужения происходили зимой и который действовал до 1792 года.
Когда настоятелем стал энергичный прот. Георгий Петров, он собрал средства на каменный храм, заложенный 19 июля 1786 по проекту проф. А. А. Иванова. Его помогала строить блаж. Ксения – ночью, тайно, она носила на леса кирпичи. Первым 26 сентября 1790 был освящен придел ап. Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне (см. церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА на Богословском кладбище). Черед главного придела настал через пять дней. Иконостас для него вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым, образа написали академики И. А. Акимов и Г. И. Козлов.
В 1807–1809 Л. Руска выстроил кладбищенские ворота, часовню и богадельню, а А. Д. Захаров пристроил к церкви северный придел прор. Илии. Новую роспись выполнил С. А. Безсонов в 1813–1815, когда храм был сделан теплым. Эту роспись в 1858 переписал В. В. Васильев, добавивший дополнительные сюжеты.
На средства старосты И. И. Антонова в 1831 была начата пристройка южного Ильинского придела, освященного 24 июня 1833. Тогда же надстроили колокольню и сделали новую паперть. В северной пристройке, возведенной по проекту акад. К. Н. Вербицкого, 10 октября 1892 был освящен придел Иоанна Предтечи, украшением которого был иконостас с образами в византийском стиле кисти М. М. Васильева.
Несмотря на почтенный возраст, святынь в приходском храме было мало. Упомянем лишь небольшой аналогий с мощами, местночтимый образ Смоленской Божией Матери работы И. А. Акимова, украшенный дорогой ризой с бриллиантами, а также образ свт. Николая, которым свт. Иннокентий Иркутский благословил купца Филатова.
В престольный праздник служилась вселенская панихида и из храма по кладбищу шел крестный ход. В первый Спас такой ход направлялся на Смоленку для водосвятного молебна.
В 1825–1832 в храме служил прот. Иоанн Симеонович Кочетов, доктор богословия и профессор Духовной академии, который погребен в церковном склепе. Последним перед революцией настоятелем с 1888 был прот. Николай Васильевич Триодин. Всего в начале XX века в кладбищенских церквях служило семь священников и в помощь им приглашались заштатные, проживавшие в местной богадельне.
С сентября 1940 по лето 1946 храм стоял закрытым. 8 февраля 1947 он был снова освящен, а в 1950 в нем появился северный придел в честь чтимой иконы Божией Матери „Умиление“, происходящей из одноименной церкви (см. приходскую церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ "УМИЛЕНИЕ"). Иконостас взяли из нижней церкви Владимирского храма (см. собор равноап. кн. ВЛАДИМИРА). 16 февраля 1990 был освящен придел блаж. Ксении Петербургской. В том же году отмечалось 200-летие храма, и в честь юбилея была выпущена памятная медаль. Храм по-прежнему является единственным действующим для жителей западной части Васильевского острова и острова Голодай.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 13094, 13259, 14799; Оп. 9. Д. 207; Оп. 10. Д. 204; Оп. 16. Д. 127. Л. 3; Оп. 17. Д. 1081.
Литературные источники
ПХМ. 1813. С. 368.
ИСС. 1875. Т. 4. Ч. 2. С. 76-151.
Ломан Д. Н. Достопримечательности Петербурга. СПб., 1898. С. 97-101.
Храм Христова Воскресения на Смоленском кладбище. СПб., 1904.
Булгаковский Д. Г. Раба Божия Ксения. СПб., 1904.
Смоленское православное кладбище. СПб., 1906.
Рахманин Е. А. Раба Божия блаженная Ксения. СПб., 1909.
ИК. С. 234-285.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 301-306.
Периодика
РС. 1873. Авг., С. 168-200.
ПЛ. 1892. № 270-271, 275; 1897. № 266, 277.
ВПГ. 1898. № 161; 1900. № 130; 1901. № 219; 1905. № 159.
РП. 1894. № 17. С. 257-259; 1901. № 40. С. 688; 1911. № 7. С. 101.
НС. 1901. № 26. С. 179; № 34. С. 246.
ПрЦВ. 1901. № 25. С. 883-884; 1903. № 50. С. 1845-1847.
ЕОАХ. 1906. Вып. 1. С. 41-42.
ВЛ. 1989. № 72.
СПбЕВ. 1991. № 3-4. С. 21-24.
Издания на иностранных языках
The Church of the Ikon of Our Lady of Smolensk. The Chapel of St. Xenia of Petersburg. Leningrad, 1991.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Акимов Иван Акимович
Безсонов Степан Артемьевич
Васильев Василий Васильевич
Васильев Михаил Меркулович
Вербицкий Карл Николаевич
Дунаев Яков Алексеевич
Захаров Андреян Дмитриевич
Иванов Алексей Алексеевич
Козлов Гавриил Игнатьевич
Кочетов Иоанн Симеонович
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Триодин Николай Васильевич

Адреса
Камская ул./Санкт-Петербург, д. 24

Предметный указатель
Церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА на Богословском кладбище
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „УМИЛЕНИЕ“ (Милующая)
Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА
Смоленское армянское кладбище
Смоленское лютеранское (евангелическое) кладбище
Смоленское лютеранское (евангелическое) кладбище
Смоленское православное кладбище
Смоленское православное кладбище
Духовная академия
Князь-Владимирский собор


Кладбищенские церкви

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ЦЕРКВИ, строились на общегор. кладбищах с сер. 18 в. В 1759-60 возведена дерев. ц. Смоленской Божией Матери на Смоленском правосл. кладб. (см. Смоленские кладбища), в 1756-59 - дерев. ц. Спаса Нерукотворного на Волковском правосл
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА на Богословском кладбище

На Выборгской стороне в 1715 было создано особое „госпитальное“ кладбище, на котором хоронили умерших в сухопутном и морском госпиталях. Позднее вблизи так называемого Куликова поля (у пересечения нынешних Арсенальной и Минеральной улиц) появилось
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ на Смоленском кладбище

Когда на кладбище появился каменный храм, первую деревянную церковь переделали и 8 ноября 1792 освятили как „оспенную“ во имя Архангела Михаила. В 1818 ее отремонтировали, но наводнение 1824, от которого эта часть острова особенно сильно пострадала
Источник: Святыни Петербурга

Церковь равноап. МАРИИ МАГДАЛИНЫ при Императорском клиническом повивально-гинекологическом институте для бедных

Первый родильный дом в столице открылся в 1771 при Воспитательном доме „человеколюбием господина Прокопия Акинфиевича Демидова“. В 1797 Императрица Мария Феодоровна учредила у Калинкина моста на Фонтанке Собственный Ее Императорского Величества
Источник: Святыни Петербурга

Церковь РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ при Каменноостровском дворце

Каменный остров, лежащий на севере Петербурга, с 1765 принадлежал вел. кн. Павлу Петровичу, наследнику престола и генерал-адмиралу флота. По его повелению в следующем году здесь была начата постройка богадельни для моряков-инвалидов, героев Чесмы
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО при лейб-гвардии Финляндском полку

В 1807 в Стрельне из финнов дворцовых деревень был создан Императорский батальон милиции, который через четыре года преобразовали в гвардейский полк, отличившийся в Отечественной войне, в битве под Лейпцигом, и в Русско-турецкой войне (1877–1878)
Источник: Святыни Петербурга