Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве

Церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

В Петербурге на рубеже XX века жило около 4000 православных эстонцев, в основном в Большой и Малой Коломне. Первая православная литургия на эстонском языке прозвучала 2 января 1893 в нижней церкви Мало-Коломенского Воскресенского храма (см. приходскую церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, Мало-Коломенскую Михаила Архангела), а ровно через год здесь же возник эстонский приход, в котором сразу стали помышлять о собственном Божьем доме. Эту же задачу поставило перед собой созданное в 1898 о. Павлом Петровичем Кульбушем Православное эстонское братство, названное именем сщмч. Исидора, русского священника, которого в Крещенье 1472 немцы-католики утопили в проруби в Юрьеве (Дерпте, ныне Тарту).
Первый взнос на эстонский храм сделал о. Иоанн Кронштадтский. Уже в 1901 член братства арх. А. А. Полещук составил эскиз, а 23 августа 1902 был утвержден окончательный проект трехпридельной бесстолпной церкви на 720 человек с примыкающим домом для школы с общежитием, залом для бесед, книжным складом и библиотекой.
Строительство началось с церковного дома, и руководил им сам зодчий.
Сперва, по обычаю, 30 марта 1903 была освящена деревянная часовня, а 21 декабря епископ Гдовский Константин, председатель братства, освятил при участии о. Иоанна Кронштадтского временную церковь в двусветном зале для бесед. Еще раньше, 24 августа, он заложил пятиглавый каменный храм, который возводился на всероссийские пожертвования. Для временной церкви иконостас и образа исполнило Общество взаимопомощи русских художников. В ней 7 февраля 1904 был освящен Серафимовский придел, один из первых в городе.
В следующем году стены здания были доведены до сводов, но затем деньги иссякли, и лишь 50 тыс. руб., пожертвованные председателем строительного комитета дейст. стат. сов. Иваном Михайловичем Богдановым, помогли довести строительство до конца. Государь дал 3 тыс. руб.
Митрополит Антоний 23 сентября 1907 освятил главный придел; через три дня настала очередь придела прп. Серафима, устроенного на средства все того же Богданова, брат которого финансировал отделку нижней Никольской церкви, освященной 30 марта 1908 епископом Самарским Константином. Она находилась на первом этаже, рядом с Никольской часовней. Последний, правый придел апп. Петра и Павла, освященный 4 мая 1908, отделывала на свои деньги Анна Николаевна Макеева. Служили в церкви каждый день на эстонском и церковно-славянском языках. После каждой всенощной и литургии устраивались духовные беседы, сопровождаемые общенародным пением. Хором часто руководил артист Нийта.
Благодаря пожертвованиям, фирмой Франка был сделан запрестольный витраж, в магазине Жевержеева куплены напрестольное Евангелие, хоругви и ризница. Часть утвари изготовила фирма П. И. Оловянишникова. В стиле барокко с множеством позолоты в мастерской П. С. Абросимова исполнены по рисунку Полещука трех- и двухъярусные иконостасы, образа для которых написал В. Т. Перминов. Престолы в 1910–1912 мастерской К. О. Гвиди были облицованы белым каррарским мрамором.
Святынь в храме не было – только в 1910 из дворцовой церкви вел. кн. Павла Александровича (см. церковь мц. цар. АЛЕКСАНДРЫ при дворце вел. кн. Павла Александровича) была передана иконка с изображением прп. Серафима, написанная на части камня, на котором он тысячу дней простоял на молитве.
Эстонское братство, во главе которого все время находился настоятель прот. Павел Кульбуш (будущий новомученик Платон, епископ Ревельский), много делало для распространения Православия среди столичных эстонцев: устраивало в своем зале беседы для взрослых и чтения для детей, раздавало книги, содержало школу, убежище для безработных девушек. Торжественным архиерейским богослужением и крестным ходом 5 мая отмечались годовщины его существования. В 1923–1927 в здании работал Богословский институт епархии.
Церковь закрыта 25 февраля 1935; настоятель прот. Александр Пакляр через три года расстрелян. После сильной переделки внутри здание долгие годы было занято живописно-оформительским комбинатом Худфонда. После возвращения верующим первая литургия была совершена 30 октября 1994 в нижнем храме. 4 июля 1996 поднят крест, в 1999 начато восстановление верхнего храма, в 2001 открыта Никольская часовня.

Архивные источники
РГИА. Ф. 156. Оп. 1. Д. 1–5; Ф. 796. Оп. 182. Д. 1609; Ф. 797. Оп. 71. Д. 205; Ф. 799. Оп. 25. Д. 535.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 93. Д. 3; Ф. 513. Оп. 147. Д. 246.
Литературные источники
Отчеты Православного эстонского братства… СПб., 1902. С. 21–25; 1903. С. 13–19; 1904. С. 7–12, 19–23; 1905. С. 7–9, 23–26; 1906. С. 13–15; 1908. С. 5–20, 29–33.
Из истории Православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С. 133–142.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 51–53.
Дружинина Н. Г. Храм: К истории православной культуры С.-Петербурга конца XIX – начала XX вв. СПб., 2001. С. 25–34.
ПИКП. 2002. Вып. 6. С. 195–205.
Периодика
ПДВ. 1901. № 51–52. С. 608–609.
ПрЦВ. 1902. № 50. С. 1753–1756; 1903. № 35. С. 1337–1338; 1904. № 1. С. 19–20; 1907. № 40. С. 1732–1733.
Зодчий. 1903. № 36. С. 425–426.
Нива. 1907. № 42. C. 692.
СПбЕВ. 1996. Вып. 17. С. 9.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Абросимов П. С.
Гвиди Карл Осипович
Жевержеев Иван Алексеевич
Константин (Булычев), епископ Гдовский
Кульбуш Павел Петрович
Оловянишников П.И.
Пакляр Александр Викентьевич
Перминов Василий Тимофеевич
Платон (Павел Петрович Кульбуш), епископ
Полещук Александр Артемьевич
Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав.
Франк П.

Адреса
Лермонтовский пр./Санкт-Петербург, д. 11
Римского-Корсакова пр./Санкт-Петербург, д. 24

Предметный указатель
Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Мало-Коломенская Михаила Архангела)
Церковь мц. цар. АЛЕКСАНДРЫ при дворце вел. кн. Павла Александровича
Православное эстонское братство
Общество взаимопомощи русских художников
Витражная фабрика П. Франка
Фабрика и магазин церковной утвари И. А. Жевержеева
Столярная мастерская П. С. Абросимова
Живописно-оформительский комбинат Худфонда


Новомученики (общая статья)

НОВОМУЧЕНИКИ, представители правосл. духовенства и миряне, погибшие после окт. 1917 за свою веру. Первомучеником С.-Петерб. епархии стал протоиерей Иоанн Кочуров, настоятель Екатерининского собора в Царском Селе, убитый 31.10(13.11).1917
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ОБЩЕСТВО ПОПЕЧЕНИЯ О СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ В РОССИИ

Ставило целью «попечение о слепоглухонемых всех возрастов», а также призрение лиц, частично потерявших и теряющих зрение, слух и речь. История общества восходит к 1905, когда в виде исключения
Источник: Благотворительность в России

ПЛАТОН (в миру Павел Петрович Кульбуш; 13.07.1869, дер. Поотси-Кыпу Эстляндской губ. – 13.07.1919, г. Тарту)

ПЛАТОН (в миру Павел Петрович Кульбуш; 13.07.1869, дер. Поотси-Кыпу Эстляндской губ. – 13.07.1919, г. Тарту), религиозный деятель, епископ (1917). Окончил Петербургскую духовную академию (1894) со степенью кандидата богословия
Источник: Политические репрессии

ПРАВОСЛАВНОЕ ЭСТОНСКОЕ БРАТСТВО ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО

В Петербурге на рубеже XX века жило около 4000 православных эстонцев, в основном в Большой и Малой Коломне. В 1894 при Мало-Коломенском Воскресенском храме возник эстонский приход
Источник: Благотворительность в России

Римского-Корсакова просп.

РИМСКОГО-КОРСАКОВА ПРОСПЕКТ, между Садовой ул. и пл. Репина. Известен с 1739 как часть дороги на Екатерингоф, в 1770-1923 - Екатерингофский просп. Переим. в память комп. Н. А. Римского-Корсакова. Четная сторона проспекта заканчивается д. 24 - ц. Св
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Мало-Коломенская Михаила Архангела)

Желая отметить рождение вел. кн. Михаила Николаевича и окончание вспышки холеры, жители Малой Коломны, молившиеся в Никольском соборе, просили в 1832 позволить им выстроить на „Козьем болоте“ собственный каменный храм
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Садовая ул.)

Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову – и в воскресенье Там слушать русское богослуженье. Этот упомянутый Пушкиным в поэме „Домик в Коломне“ храм не был архитектурным шедевром, хотя его возвел известный зодчий И. Е
Источник: Святыни Петербурга