Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА в Троице-Сергиевой Приморской пустыни

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА в Троице-Сергиевой Приморской пустыни


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Монастыри/Троице-Сергиева Приморская пустынь

На этом месте первоначально находилась церковь во имя ап. Иакова – небольшая постройка, примыкающая к южному одноэтажному флигелю. 15 мая 1790 вдова генерал-лейтенанта И. Я. Хлебникова подала в Синод просьбу позволить возвести эту церковь над могилой своего отца – купца Я. С. Петрова, и в августе 1791 состоялось освящение храма во имя святого, чье имя носил покойный. После переделки и надстройки всего флигеля небольшую церковь снова освятил 23 августа 1820 митрополит Михаил.
После того как на деньги А. С. Норова храм был расширен и отделан, митрополит Исидор, посвятив его Воскресению Христову, 16 июня 1866 повторил освящение. Это было шатровое, в русском стиле здание, в которое свет падал из четырех окон. Под потолком из балок были написаны пасхальные сцены, стены увешаны подносными иконами.
В таком виде здание простояло, однако, недолго. В 1870 кн. А. Голицына пожертвовала 20 тыс. руб. на постройку нового храма с „девятью больничными кельями“, и уже в 1872 А. А. Парланд составил проект трехпридельной базилики на 2500 человек, выдержанный в византийском стиле. Ее закладка состоялась в 1877, освящение, проведенное митрополитом Исидором, – 29 июля 1884. Строительством руководил сам настоятель – архимандрит Игнатий (Малышев), выполнивший роспись и освятивший 15 мая 1884 нижний придел Архистратига Михаила в память погребенного в нем кн. М. П. Голицына, вдова которого была первой жертвовательницей.
Фасад из разноцветного кирпича украшали внизу бронзированные барельефы Р. Р. Баха с изображением русских святых от Ольги до Тихона Задонского. По модели А. М. Опекушина тот же Бах сделал двух посеребренных ангелов, поддерживавших оригинальные золоченые царские врата в низком иконостасе, перед которым стояли два великолепных многосвечника из лазурита и золоченой бронзы, исполненные на фабрике Шопена. Образа во вратах были написаны на перламутре, в иконостасе – на золотом фоне. Фирма Постникова изготовила большое паникадило с эмалевыми вставками, хоругви расписала вел. кн. Елена Михайловна. Благодаря витражам внутри храма царил „очень нежный лиловатый тон, не режущий глаз“, создавая ощущение простора, покоя и величия. В 1898 фирма А. Баринова украсила главный престол серебряными рельефами, в нижнем храме сделав его из мрамора.
А. Н. Муравьев подарил храму ковчежец с частицами мощей разных святых. Кроме того, в нем хранился деревянный крест с частью Ризы Господней и мощами.
Закрыт, вероятно, в 1920-е, а спустя почти полвека, в 1968, снесен.
Историю монастыря и библиографию см. в статье ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПРИМОРСКАЯ ПУСТЫНЬ.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Баринов Андрей Андреевич
Бах Роберт Романович
Игнатий (Иван Васильевич Малышев), архимандрит
Исидор (Иаков Сергеевич Никольский), митрополит
Михаил (Десницкий), митрополит
Опекушин Александр Михайлович
Парланд Альфред Александрович
Постников
Шопен

Адреса
Санкт-Петербургское шоссе/Стрельна пос., д. 15

Предметный указатель
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПРИМОРСКАЯ ПУСТЫНЬ
Троице-Сергиева пустынь
Мраморная мастерская А. А. Баринова
Бронзовая фабрика Шопена