Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ

Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи.
Датируемая концом XVI века икона появилась в Петербурге весной 1708; ее, вероятно, привезла из Москвы царица Прасковья Феодоровна. Вначале икона была помещена в „небольшой светличке“ – деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. В 1712 в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Между 1708 и 1709 рядом с часовней была построена деревянная одноименная церковь, куда и перенесли чтимый образ. Временно, в 1721–1727, он пребывал в Троицком соборе (см. собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский).
Уже с 1705 начался сбор средств на постройку каменного храма, который вначале думали возвести по проекту Д. Трезини у Гостиного двора на Городовом острове. Однако каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом была заложена 6 сентября 1733 на Невском, предположительно, по проекту М. Г. Земцова. Церковь – первую православную на Невском – освятили 13 июня 1737 в присутствии Императрицы, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Для него был сделан золотой оклад, украшенный драгоценными каменьями. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное – мастер И. Геринг, иконы – И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев. Образ „Рождества Богородицы“ написал в 1747–1748 известный живописец Л. Каравак.
Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и именуемая при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. Уже в середине XVIII века С. А. Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлен, и в дальнейшем пришлось ограничиваться отдельными улучшениями, в частности, в 1772 деревянные пилястры на фасаде были заменены алебастровыми. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но и он остался на бумаге.
В 1799 Император Павел I объявил конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Дж. Тромбара, Ж. Тома де Томон, однако результатов он не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.
27 августа 1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился в течение целого десятилетия и обошелся казне в 4,7 млн руб. Его освящение в Высочайшем присутствии совершил 15 сентября 1811 митрополит Амвросий. В том же году была разобрана старая церковь. Отделочные работы в новом храме заняли четыре года и шли даже по ночам.
Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма были развешаны захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского. До освящения Исаакиевского собора Казанский был кафедральным собором столицы.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и были обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили выдающиеся мастера ампира: рельефы – И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи – С. С. Пименов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых „райских дверей“ XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уцелели всего два: „Несение креста“ Ф. Ф. Щедрина и „Взятие под стражу“ Ж. Д. Рашетта, остальные уже в 1814 удалили.
Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хотя по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа (большинство их ныне хранится в Русском музее) были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукину, О. А. Кипренскому и др.
Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В. Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви, укрепленные под куполом, а Ж. Герен – огромное, в 180 свечей, паникадило. К дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей новой ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. Некоторые предметы (например, Евангелия в окладах, дарохранительница и брачные венцы) были взяты из прежнего храма.
До конца 1829 в соборе продолжались доделки и переделки, которыми руководил О. Монферран. Пилястры были покрыты искусственным мрамором, капители колонн позолочены. Б. Медичи написал новый фриз, художники Ф. Г. Солнцев, А. Т. Марков, А. В. Нотбек и Н. М. Тверской – новые фигуры евангелистов в парусах.
После изгнания французов из России донской атаман гр. М. И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Этим серебром в 1834–1836 мастером Ж. Гереном (по идее К. А. Тона) был облицован главный иконостас (через 30 лет то же сделали в приделах). Дополнительные иконы для него написали В. К. Сазонов и Ф. П. Брюлло. Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах, – в 1840 их поставили на место.
В 1844 –1845 в соборе прошел первый ремонт, в 1862–1865 – второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир А. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для плащаницы великолепную гробницу, в следующем – серебряные рельефы для престола, а шесть лет спустя – две чеканные серебряные хоругви.
В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный архитектор А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись обновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни, серебряные иконостасы – мастер Панкратов. Он же покрыл серебром боковые престолы.
Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проекту Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была, по примеру других храмов, устроена Голгофа (живопись – акад. В. В. Васильев) с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 Иерусалимский Патриарх Дамиан.
В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило (1644), дарохранительница – подарок Анны Иоанновны, брачные венцы вел. кн. Павла Петровича и его первой супруги, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И. Бельских, а также старинный крест-мощевик XVII века. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконками, написанными на финифти Д. И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов.
В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне – манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, под металлическим козырьком помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А. Тюриным. Перед ним горела неугасимая лампада. Все расходы на эту работу оплатили супруги Сусловы.
Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада (см. часовню благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО) в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади (см. приходскую церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Спасо-Сенновскую), чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году.
Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались „царские дни“, когда на богослужении присутствовали министры и видные сановники. При пении „Тебя, Бога, хвалим“ с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января – национальный праздник св. Саввы отмечали столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном.
С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом дешевых квартир и дачей для бедных детей под Сестрорецком.
28 октября 1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916 впервые в столице заутреню служили у храма, на площади перед ним. 18 января 1921 митрополит Вениамин освятил „пещерный“ придел сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, где служили зимой.
Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Петра Николаевича Мысловского, известного по делу декабристов, „русского мудреца“ Федора Федоровича Сидонского, прот. Герасима Петровича Павского, учителя царских детей, и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников.
Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был 25 января 1932 отнят у верующих, а уже 15 ноября 1932 открыт как Музей истории религии и атеизма.
Чудотворная икона в 1940 из Смоленской кладбищенской церкви была перенесена во Владимирский собор, и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 тайком, без крестного хода, она возвращена в Казанский собор. Есть предположение, что большевики в 1930–1940-е чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона – лишь ее список, исполненный в XIX веке. Так как местонахождение прежней иконы неизвестно, появились домыслы, что она попала в униатский храм в Фатиме (Португалия) или в домовую каплицу римского папы.
25 мая 1991 в левом приделе возвращенного епархии собора возобновились богослужения, через год они начались и в главном приделе. 30 апреля 1994 на купол поднят крест.
29 марта 1998 митрополит Владимир освятил Казанский собор по полному чину, а в 2000 он вновь стал кафедральным.

Архивные источники
Указаны в кн.: Казанский собор. СПб., 2000. С. 245–250.
Литературные источники
ИСС. 1869. Т. I. С. 128–161.
Краткие сведения об устройстве среброкованой одежды на главный престол Казанского собора… СПб., 1886.
Краткое описание Казанского собора… СПб., 1895; 1908.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери… СПб., 1896.
ЛМХ. Вып. 2. С. 37–50.
Аплаксин А. П. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811–1911. СПб., 1911.
Лукомский Г. К. Решетка Казанского собора. Пг., 1915.
Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.– М., 1963. С. 33–58.
Бутикова М. С., Краснов Н. П. Музей истории религии и атеизма. М.–Л., 1965.
ПАЛ. С. 160–163.
Казанский собор. Музей истории религии и атеизма. Л., 1985.
Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л, 1989. С. 286–302.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 48–54.
Казанский собор. СПб., 2000.
Периодика
Северная почта. СПб., 1811. № 74–76.
ПДВ. 1895. № 29–30. С. 722–734.
Труды Всеросс. Акад. художеств. Вып. 1. М.–Л., 1947. С. 151–154.
Ежегодник Музея ист. и атеизма. Л., 1957. Т. 1. С. 437–458.
АН. 1976. Вып. 24. С. 41–50.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Ажи Петр Петрович (Анжис Пьер Луи)
Александр I, император
Александр II, император
Амвросий (Андрей Иванович Подобедов), митрополит
Анна Иоанновна, императрица
Аплаксин Андрей Петрович
Барклай де Толли Михаил Богданович князь (Михаэль Андреас)
Басин Петр Васильевич
Бельский Алексей Иванович
Бельский Иван Иванович
Боровиковский Владимир Лукич
Бруни Николай Александрович
Бруни Федор (Фиделис) Антонович
Брюлло Федор Павлович
Брюллов Карл Павлович
Васильев Василий Васильевич
Вениамин (Василий Павлович Казанский), митрополит
Владимир (Владимир Саввич Котляров), митрополит
Волков Семен Артемьевич
Воронихин Андрей Никифорович
Герен Жак
Геринг Иоганн
Гонзага Пьетро ди Готтардо (Петр Федорович)
Гордеев Федор Гордеевич
Горскин Иван Петрович
Дамиан, Патриарх Иерусалимский
Демут-Малиновский Василий Иванович
Евреинов Дмитрий Иванович
Егоров Алексей Егорович
Елизавета Петровна, императрица
Земцов Михаил Григорьевич
Иванов Андрей Иванович
Камерон Чарлз
Каравак Луи
Каракозов Дмитрий Владимирович
Кваренги (Гваренги) Джакомо
Кипренский Орест Адамович
Кретьен Федор
Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович, светлейший князь
Леблон А.
Липгарт Эрнст Карлович
Львов Николай Александрович
Мария Федоровна, императрица, супруга Александра III
Марков Алексей Тарасович
Мартос Иван Петрович
Медичи Барнаба (Варнава Иосифович)
Мелентьев Гавриил Ипатович
Монферран Август Августович (Анри Луи Огюст Леже Рикар) де
Мысловский Петр Николаевич
Набоков Николай Васильевич
Николай I, император
Никонов Николай Никитич
Нотбек Александр Васильевич
Орловский Борис Иванович
Орнатский Философ Николаевич
Павел I, император
Павский Герасим Петрович
Панкратов
Парланд Альфред Александрович
Пименов Степан Степанович
Платов Матвей Иванович
Прасковья Федоровна, царица
Прокофьев Иван Прокофьевич
Рашетт Жан-Доминик
Сазонов Василий Кондратьевич
Сидонский Федор Федорович
Соколов Арсений Яковлевич
Солнцев Федор Григорьевич
Строганов Александр Сергеевич, граф
Судковский Михаил Степанович
Тверской Н. М.
Теннер Пауль
Тома де Томон Жан-Франсуа
Тон Константин Андреевич
Торичелли Фридолино
Трезини Доменико
Тромбара Джакомо
Тюрин Иван Алексеевич
Чайковский Петр Ильич
Шебуев Василий Козьмич
Щедрин Феодосий Федорович
Щукин Степан Семенович

Адреса
Казанская пл./Санкт-Петербург, д. 2

Предметный указатель
Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-Петровский)
Часовня благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Спасо-Сенновская)
Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА
Кутузову М.И., памятник
Барклаю де Толли М. Б., памятник
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Русский музей государственный
Академия художеств
Академия художеств
Синод
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость
Истории религии музей
Князь-Владимирский собор
Канцелярия от строений
Казанский собор


Боровиковский В.Л., (1757-1825), художник

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825, СПб.), живописец. С 1788 жил в СПб. Учился у Д. Г. Левицкого и И. Б. Лампи Старшего (с 1792). Акад. (с 1795), советник АХ (с 1802). Один из крупнейших портретистов кон. 18 - нач. 19 в. Одним из первых в рус
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Брюллов К.П., (1799-1852), художник

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799, СПб. - 1852), живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в АХ у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева (1809-21). В 1823-35 пенсионер Общества поощрения художеств в Италии. В 1836-49 жил в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ветровская демонстрация

ВЕТРОВСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, антиправительственная демонстрация 4 марта 1897 на Невском просп. у Казанского собора. Организована Советом объединенных землячеств и др. студенческими организациями
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Гордеев Ф.Г., (1744-1810), скульп.

ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744, Царское Село - 1810, СПб.), скульптор. Учился в АХ (1759-67) у Н. Ф. Жилле; в 1767-69 пенсионер АХ в Париже, в 1769-72 - в Риме. Акад. (1776), проф. (с 1782), ректор скульпт. отделения АХ (с 1802). Мастер монумент
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Григорий (Чуков) (1870-1955), митрополит

ГРИГОРИЙ (в миру Николай Кириллович Чуков) (1870-1955), церк. деятель. По окончании Петерб. духовной академии (1895) служил епархиальным наблюдателем церк. школ Олонецкой епархии. С 1897 иерей Петрозаводского кафедрального собора, с 1907 протоиерей
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Демут-Малиновский В.И., (1779-1846), скульп.

ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович (1779, СПб. - 1846, там же), скульптор. Учился в АХ (1785-1800) у М. И. Козловского, пенсионер в Риме (1803-06). С 1808 преподавал в АХ (проф. с 1813), ректор скульпт. отделения (с 1836). Автор декорат
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Епархия Санкт-Петербургская

ЕПАРХИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, терр.-адм. часть Рус. правосл. церкви. Указом имп. Елизаветы Петровны от 1.9.1742 выделена из состава Новгородской епархии. Определением Синода от 13.9.1742 первым правящим архиереем стал епископ С.-Петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Иконы чудотворные и чтимые

ИКОНЫ ЧУДОТВОРНЫЕ И ЧТИМЫЕ. Самая известная чудотворная икона Божией Матери Казанской - список 16 в. с исчезнувшей одноим. чудотворной иконы, находится в Казанском соборе. Она была привезена из Москвы в нач. 18 в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Казанский собор

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Князь-Владимирский собор

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР, собор Св. равноапостольного князя Владимира (просп. Добролюбова, ул. Блохина, 26), пам. архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Расположен на "Мокрушах" (низком, затоплявшемся при наводнениях месте)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мартос И.П., (1754-1835), скульп.

МАРТОС Иван Петрович (1754-1835, СПб.), скульптор, представитель классицизма. Учился в АХ (1764-73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле, в 1774-79 пенсионер в Италии. Преподавал в АХ (1779-1835; акад. с 1782, проф. с 1794, ректор с 1814)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Новомученики (общая статья)

НОВОМУЧЕНИКИ, представители правосл. духовенства и миряне, погибшие после окт. 1917 за свою веру. Первомучеником С.-Петерб. епархии стал протоиерей Иоанн Кочуров, настоятель Екатерининского собора в Царском Селе, убитый 31.10(13.11).1917
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ОБЩЕСТВО ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ БЕДНЫМ ПРИХОДА КАЗАНСКОГО СОБОРА

Учреждено (устав утвержден 6 мая 1870) с целью «оказания помощи действительной беспомощной бедности и борьбу с попрошайничеством и тунеядством» в приходе собора Божией Матери Казанской (Невский пр., между домами 25 и 27)
Источник: Благотворительность в России

Орловский Б.И., (1796-1837), скульп.

ОРЛОВСКИЙ (наст. фам. Смирнов) Борис Иванович (1796-1837), скульптор, предст. классицизма. Род. в семье крепостного. С 1809 учился в Москве у С. П. Кампиони, с 1817 в СПб. у А. Трискорни. За мрам. бюст имп
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Павский Г.П. (1787-1863), прот.

ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787, погост Павы С.-Петерб. губ. - 1863, СПб.), протоиерей, филолог, историк церкви, д-р богословия (1821), акад. Петерб. АН (1858). Окончил Петерб. духовную академию (1814), преподавал там же на кафедре еврейского яз
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Пименов С.С. (1784-1833), скульп.

ПИМЕНОВ Степан Степанович (1784, СПб. - 1833, там же), скульптор. Отец Н. С. Пименова. Учился в АХ (1795-1803) у М. И. Козловского и И. П. Прокофьева. Акад. (1807); преподавал в АХ (1809-30, проф. с 1814). Зав. скульпт. частью Имп
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Прокофьев И.П., (1758-1828), скульп.

ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич (1758, СПб. - 1828, там же), скульптор и рисовальщик. Учился в АХ (1764-79) у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Пенсионер АХ в Париже (1779-84), где работал под рук. П. Жюльена. С 1784 руководил скульпт
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-Петровский)

Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“
Источник: Святыни Петербурга

Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)

Как и положено главному храму, Исаакиевский собор стоит в самом центре города. По размерам он самый крупный, лишь высотой (101,5 м) немного уступая шпилю Петропавловского собора
Источник: Святыни Петербурга

Суханов С.К., (1769-1840-е), каменотес-скульп.

СУХАНОВ Самсон Ксенофонтович (1769-1840-е гг., СПб.), скульптор-каменотес. В СПб. переселился ок. 1800. Здесь под его рук. и им самим выполнено множество разл. строит. заказов. Наиб. значит. его работы по камню в СПб.: скульпт
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Тозелли А., (?-1826 или 1827), художник

ТОЗЕЛЛИ (Tozelli) Анджело (? - 1826 или 1827), архитектор и живописец. Выходец из Италии. В 1816 приехал в СПб., служил худ.-декоратором в Имп. театрах. Автор уникальной "Панорамы Петербурга" (акварель, гуашь, 0,51 х 6,56 м; 1817-20, ГЭ)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Угрюмов Г.И., (1764-1823), художник

УГРЮМОВ Григорий Иванович (1764 - 1823, СПб.), живописец и педагог. Учился в АХ (1770-85). Преподавал там же (с 1791; акад. с 1797, проф. с 1800, ректор живописи с 1820). Среди учеников - А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, О. А. Кипренский. Автор монумент
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь ап. ИОАННА БОГОСЛОВА Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Новгородской епархии

В 1862 генерал-лейтенантша Глафира Васильевна Каргопольцева в своем имении на реке Шексне близ деревни Леушино (в 40 верстах южнее Череповца) выстроила храм во имя св. Иоанна Предтечи
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ АХТЫРСКОЙ при Государственном контроле

Созданный в 1811 Государственный контроль был в 1836 преобразован и получил широкие полномочия по проверке финансовой деятельности официальных учреждений. В 1827 для него был куплен на Мойке старинный дом, в следующем году перестроенный И. И
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ

Вскоре после основания Петербурга местность за Фонтанкой отвели служителям Дворцовой канцелярии, и один из них – комиссар Федор Якимов – в 1746 устроил в своем доме на углу Колокольной и Грязной (ныне улица Марата) церковь с походным иконостасом
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ на Казанском кладбище

Кладбище в селе Рыбацком появилось уже в начале XVIII века и первоначально находилось возле приходской Покровской церкви (см. церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ)
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ при Доме для призрения бедных им. С. П. Елисеева

1 мая 1879 скончался Степан Петрович Елисеев, один из богатейших негоциантов столицы и представитель крупнейшей торговой фирмы „Братья Елисеевы“. Он завещал выстроить храм с семейной усыпальницей на Большеохтинском кладбище
Источник: Святыни Петербурга

Церковь вмч. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО при греческом посольстве

В Петербурге греки в небольшом числе жили, начиная с основания города, недаром район Миллионной улицы носил одно время название Греческой слободы. В 1763 Синод предложил построить каменную церковь св
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Николо-Труниловская)

На берегу Фомина (Петербургского) острова, в деревне Мишкиной, „Обыскная книга“ Спасского погоста (1573) упоминает деревянную часовню, стоявшую в районе позднейшей Троицкой площади
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Всероссийского Александро-Невского братства трезвости

Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли „Варшавкой“. В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св
Источник: Святыни Петербурга

Церковь МИХАИЛА АРХАНГЕЛА в доме Н. Н. Тучкова

О фельдмаршале М. И. Кутузове напоминает в Петербурге не только величественный Казанский собор и памятник перед ним, но и трехэтажный дом XVIII века, стоящий на невской набережной неподалеку от Фонтанки
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при детском приюте вел. кн. Марии Николаевны

В 1898 по предложению отца и дочери М. И. и О. М. Михельсон возникло Общество попечения о бесприютных детях, которое сразу же открыло детский приют. Для его последующего расширения средства пришлось собирать целых семь лет
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

Убийство Александра II потрясло всю Россию, и в ответ на него 4 апреля 1881 молебном перед иконой Казанской Божией Матери в Казанском соборе было открыто Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви „с
Источник: Святыни Петербурга

Церковь прп. ИСИДОРА ПЕЛУСИОТА при Исидоровском епархиальном женском училище

Училище, имевшее поначалу три класса, было основано в 1870 при Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания (см. церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКОЙ при Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания)
Источник: Святыни Петербурга

Церковь РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при 2-й гимназии Императора Александра I

Это была старейшая гимназия столицы, основанная в 1805 на базе существовавшего с 1783 Главного народного училища. Сперва гимназия называлась губернской, а с 1830 – 2-й классической. Она заняла перестроенное здание б
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при Императорской Николаевской детской больнице

Эта первая в России и вторая (после парижской) в Европе детская больница была основана в 1834 по инициативе лейб-медика Н. Ф. Арендта и имела 60 коек. Ее покровителем стал Государь
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО при Елизаветинском институте

Когда в начале 1806 полковница Гаврилова открыла Дом трудолюбия, в нем рукоделию и общеобразовательным предметам обучались всего 50 девочек – сирот офицеров. Через два года Дом был преобразован в казенное учебное заведение
Источник: Святыни Петербурга

Церковь СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА при Министерстве юстиции

Ничто – ни крест, ни звонница – не указывало, что в этом старинном дворце долго действовала домовая церковь. Дворец был выстроен в 1753–1756 в стиле барокко известным зодчим С. И. Чевакинским для прославленного мецената и государственного деятеля гр
Источник: Святыни Петербурга

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Спасо-Сенновская)

Многие из горожан еще помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961, чтобы освободить место для новой станции метро
Источник: Святыни Петербурга

Чайковский П.И., (1840-1893), композитор

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-1893, СПб.), композитор, дирижер, педагог, муз. писатель. Дир. Моск. отделения Русского музыкального общества (1885), чл. парижской Академии изящных иск-в, поч. д-р Кембриджского ун-та. Жил в СПб. в 1850-66
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Часовня благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

К собору Воскресения Христова была приписана часовня на Неве, в ограде Летнего сада, выстроенная в память о чудесном спасении Императора Александра II при покушении на него 4 апреля 1866 Д. В. Каракозова
Источник: Святыни Петербурга

Шебуев В.К., (1777-1855), художник

ШЕБУЕВ Василий Козьмич (1777, Кронштадт - 1855, СПб.), живописец. Учился в АХ (1782-97) у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Пенсионер АХ в Риме (1803-07). С 1807 преподавал в АХ (с 1812 проф., с 1832 ректор)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Щедрин Ф.Ф., (1751-1825), скульп.

ЩЕДРИН Феодосий Федорович (1751, СПб. - 1825, там же), скульптор. Брат С. Ф. Щедрина, отец живописца Сильвестра Щ. (1791-1830) и арх. А. Ф. Щедрина. Учился в АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ во Флоренции, Риме (1773-75) и Париже (1775-85)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга