Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Всероссийского Александро-Невского братства трезвости

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Всероссийского Александро-Невского братства трезвости


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли „Варшавкой“. В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св. Вонифатия – покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения, отсюда, на третий день Пасхи, трезвенники в крестном ходе шли молиться в лавру, к раке благ. кн. Александра Невского, в конце июня – в пустынь, к прп. Сергию, а в конце августа – к Казанскому собору.
А ведь церковь не была древней и прославленной святынями. Она была заложена 14 августа 1894 в память бракосочетания Их Величеств, с крестным ходом, в котором участвовали самые чтимые столичные иконы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения построило тогда не новый деревянный храм, а перенесло старый с Николаевской улицы (см. церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения), который под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых был быстро собран и освящен 4 декабря архиепископом Финляндским Антонием.
В 1896–1897 вышеназванное Общество по проекту Г. Г. фон Голи возвело рядом трехэтажный дом для школы и библиотеки-читальни. 3 августа 1898 настал знаменательный день – по инициативе о. Александра Васильевича Рождественского, второго священника, было открыто Александро-Невское общество трезвости, которое ставило задачей развивать „не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христианско-органическое начало жизни“. В него в столице входило более 70 тыс. членов и религиозно-просветительный союз; отделения с собственными храмами работали по всей стране.
Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, воззваний и листовок, вели поучения и беседы в залах и проповеднических пунктах. В 1914 Общество стало Всероссийским братством и получило храм во временное пользование. Трезвенники не довольствовались деревянной церковью и стали собирать средства на постройку каменной – 25 тыс. руб. дал для этой цели Император. Здание заложили 25 июля 1904 по проекту акад. Г. Д. Гримма при участии Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна, и уже к концу следующего года оно было вчерне готово. 11 мая 1906 на шатровую колокольню высотой в 60 м подняли 1000-пудовый колокол, названный „Отец Александр“ в память об умершем основателе Общества. Бесстолпный храм на 4000 человек с большим сферическим куполом и сводом из железобетона был очень просторным и светлым, удачно сочетая черты модерна и традиционной русской архитектуры. Его фасады облицованы декоративным кирпичом, карнизы, оконные наличники и шатер отделаны песчаником.
Украшение церкви несколько затянулась. Наконец, 14 декабря 1908, при пении народного хора, митрополит Антоний освятил главный придел. Через неделю был освящен правый – свт. Николая, а левый – благ. кн. Александра Невского, похоже, так и остался неосвященным, хотя в нем позднее были поставлены иконостас и престол. Образа для главного иконостаса, сделанного по проекту А. Л. Гуна, написали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи; большой наружный образ „Воскресение Христово“ исполнил в 1909 художник С. Т. Шелков. В 1913–1914 была закончена наружная отделка церкви, и проф. В. Т. Перминов начал внутри роспись маслом, длившуюся два года, по картонам, с которых делались мозаики для „Спаса на крови“.
Среди святынь храма следует назвать прежде всего образ „Воскресения Христова“, пожертвованный Патриархом Иерусалимским Дамианом. В нем имелась частица Живоносного Гроба. Другой образ Воскресения был написан на доске мамрийского дуба и подарен Русской Духовной миссией в Иерусалиме. Почитанием пользовались также икона Божией Матери „Неупиваемая чаша“, перед которой пьяницы давали свои обеты, и прп. Серафима Саровского, привезенная из Сарова.
У храма были две часовни: одна – при входе с канала, другая – у главного фасада Варшавского вокзала. Вначале, в память выздоровления Императора, Общество веры и милосердия в 1901 освятило на этом месте гранитный киот с иконой И. А. Коркина „Спаситель, протягивающий руку утопающему апостолу Петру“, а в следующем году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни.
В 1904 на месте убийства министра Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой прп. Серафима Саровского.
Кроме упомянутых многотысячных крестных ходов трезвенников, летом проходили два местных: в Успение – к железнодорожным мастерским, 20 августа – на соседний трубопрокатный завод.
В доме при церкви размещались приходская и воскресная школы, библиотека-читальня, книжный магазин и склад; работали два любительских хора из рабочих и миссионерские курсы. Настоятелем с года освящения служил прот. Петр Алексеевич Миртов, известный церковный публицист и редактор журналов братства.
23 января 1920 в притворе был освящен придел для служб зимой. В октябре 1930 церковь, ставшая обновленческой, закрыта. Часовня у вокзала в 1925 снесена, и на ее месте водружен в 1949 памятник Ленину.
Летом 1989 храм возвращен верующим; в Пасху 1990 в нем состоялась первая служба. 2 апреля 1991 на купол поднят крест. Через год, 20 июня 1992, в храме отпевали известного ученого Л. Н. Гумилева.

Архивные источники
РГИА. Ф. 797. Оп. 64 (2 отд. 3 ст.). Д. 112; Оп. 78 (2 отд. 3 ст.). Д. 312; Ф. 799. Оп. 25. Д. 1289.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 28; Ф. 513. Оп. 102. Д. 5621; Ф. 678. Оп. 1. Д. 1203.
Литературные источники
Отчет о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного воспитания… СПб., 1895. С. 6–21; 1904. С. 29–31; 1905. С. 23–25; 1908. № 3–27; 1909. С. 3–11; 1913–1914. С. 62.
Памятка Воскресенской церкви. СПб., 1896.
Воскресенская церковь Общества распространения… СПб., 1903.
Освящение Воскресенского храма Общества… СПб., 1909.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 37–38.
КЗ. 2001. Вып. 8. С. 39–41.
Периодика
ВПГ. 1894. № 181; 1901. № 209, 224; 1902. № 117, 224.
ПДВ. 1895. № 1. С. 11–13; 1898. № 38. С. 677.
Зодчий. 1903. № 37. С. 438. Л. 58–60; 1904. № 32. С. 368; 1906. Л. 60.
ПрЦВ. 1894. № 34. С. 1182–1186; 1903. № 37. С. 1421; 1904. № 31. С. 1173–1174; 1908. № 51–52. С. 2525–2528; № 15–16. С. 683.
Инженер путей сообщения. 1996. Вып. 3. С. 31–33.
СПбЕВ. 1991. Вып. 3–4. С. 74–76.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит
Голи Густав Густавович фон
Гримм Герман Давидович
Гун Андрей Леонтьевич
Дамиан, Патриарх Иерусалимский
Кондратьев Владимир Петрович
Кондратьев Сергей Петрович
Коркин И. А.
Миртов Петр Алексеевич
Нечаев Н. П.
Перминов Василий Тимофеевич
Рождественский Александр Васильевич
Шелков Сергей Тимофеевич

Адреса
Обводного кан. наб./Санкт-Петербург, д. 116

Предметный указатель
Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения
Варшавский вокзал
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЛАВРА
Александро-Невская лавра
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПРИМОРСКАЯ ПУСТЫНЬ
Троице-Сергиева пустынь
Казанский собор
Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения
Александро-Невское братство трезвости
Воскресения Христова храм ("Спас на крови")
Собор ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Спас-на-крови)
Комитет попечительства о русской иконописи
Воскресения Христова церковь