Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Николо-Труниловская)

Церковь ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Николо-Труниловская)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

На берегу Фомина (Петербургского) острова, в деревне Мишкиной, „Обыскная книга“ Спасского погоста (1573) упоминает деревянную часовню, стоявшую в районе позднейшей Троицкой площади. Вероятно, на ее месте находилась и та часовня, где с 1708 помещался чудотворный образ Казанской Божией Матери, привезенный царицей Прасковьей Феодоровной из Москвы (см. собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ). Между 1708–1709, рядом с часовней или чуть в стороне, была выстроена деревянная церковь Рождества Богородицы, действовавшая до 1736, когда ее разобрали, имущество передали в соседний Троицкий собор (см. собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский), а причт перевели в Рождественскую церковь на Невском. Хотя Д. Трезини подготовил проект каменной постройки на Петербургской стороне, он остался на бумаге.
По желанию жителей вместо разобранного храма неподалеку, в деревянном доме комиссара крепостной конторы Ивана Петровича Трунилова на Б. Монетной, в покоях кн. Д. М. Голицына, в 1738 была освящена домовая церковь с чтимым образом свт. Николая, происходившим из семейства Голицыных. В народе эту церковь стали называть Николо-Труниловской.
Так как этот храм со временем оказался для растущего населения Посадской слободы весьма тесным, то в 1748 жители просили о более вместительном, но лишь в августе 1760 под смотрением Х.-Л. Кнобеля на углу Б. Посадской и М. Монетной была заложена деревянная двухпрестольная Крестовоздвиженская церковь. Ее Никольский придел освящен 8 мая 1764, главный – 7 октября 1767. Храм был небогатым и приписным – с 1794 в нем служил причт Троицкого собора. В 1808 староста Прокофий Григорьевич Аксаков отремонтировал обветшавшее здание.
В 1835 Николай I велел передать в этот храм полотняную церковь прп. Харитона Исповедника с иконостасом, которую брал в походы Петр I. Вначале эта церковь находилась в Троицком соборе, а затем в синодском храме (см. церковь СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ при Святейшем Правительствующем Синоде). Тогда же ей были переданы три стрелецких знамени и старинные хоругви.
К середине XIX века деревянная церковь снова обветшала, и энергичный староста – купец А. И. Щербаков – принялся за сбор средств на каменный храм в память коронации Александра III. Сбор шел медленно, и только несколько крупных пожертвований, в том числе богача Г. П. Елисеева, давшего 10 тыс. руб., поправили дело. Архиепископ Ярославский Ионафан 20 мая 1884 заложил, по проекту М. А. Щурупова, новое здание на 1200 человек, выдержанное в русско-византийском стиле, с высокой трехъярусной колокольней.
В следующем году оно было вчерне закончено, но на его отделку потребовались еще три сезона. 21 февраля 1888 епископ Выборгский Антоний освятил главный придел, а 15 мая того же года был освящен последний – прп. Харитона, куда перенесли петровскую церковь. Несмотря на невысокие архитектурные качества новой церкви, отзывы о ней были положительными: „Вид храма очень эффектен и напоминает древние церковные постройки“.
Иконостасы вырезал охтянин В. Е. Кондратьев, образа написал В. В. Беляев, утварь была взята из деревянного храма, снесенного осенью 1888.
В 1904–1905 А. И. Аккерман и В. А. Косяков частично переделали нижнюю часть церкви и пристроили к колокольне два притвора. Отделившись в 1904 от Троицкого собора, церковь стала приходской, окормляя 4000 человек. Настоятелем был назначен прот. Петр Михайлович Фиников.
Кроме петровского иконостаса здесь хранилась одна из самых известных городских святынь – вышеупомянутая икона свт. Николая.
8 сентября из храма по приходу устраивался крестный ход.
В 1879 прот. Иоанн Александрович Горский начал проводить в этой церкви первые в городе внебогослужебные беседы, которые позже стали повсеместным обычаем.
Закрыта 15 марта 1932 и приспособлена под заводской клуб. Позже на этом месте вырос корпус производственного объединения „Знамя труда“.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 164. Д. 1127; Оп. 184. Д. 2397; Ф. 797. Оп. 53. Д. 182; Ф. 799. Оп. 25. Д. 433; Ф. 834. Оп. 4. Д. 392. Л. 2.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2041; Оп. 12. Д. 1054; Оп. 17. Д. 237; Ф. 256. Оп. 11. Д. 46; Ф. 513. Оп. 101. Д. 177; Ф. 2215. Оп. 1. Д. 7.
Литературные источники
ИСС. 1883. Т. 7. С. 128–142.
Платонович В. А. Описание Троице-Петровского собора… СПб., 1890. С. 19–22.
НА. 1999. Вып. IV. С. 93–94.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 32–35.
Яковлев Н. А. Михаил Щурупов. СПб., 2001. С. 132–137.
Периодика
ПЛ. 1883. № 212; 1904. № 206.
НС. 1883. № 39. С. 295; 1888. № 9. С. 36; № 24. С. 93–94.
ВПГ. 1884. № 122, 140, 193; 1887. № 228; 1888. № 38.
ВКГ. 1932. № 42.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Аккерман Август Иванович
Александр III, император
Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит
Беляев Василий Васильевич
Голицын Дмитрий Михайлович, князь
Горский Иоанн Александрович
Елисеев Григорий Петрович
Ионафан (Руднев), архиепископ
Кнобель Христиан-Людвиг
Кондратьев Василий Егорович
Косяков Василий Антонович
Николай I, император
Петр I, император
Прасковья Федоровна, царица
Трезини Доменико
Фиников Петр Михайлович
Щурупов Михаил Арефьевич

Адреса
Б. Посадская ул./Санкт-Петербург, д. 12
М. Монетная ул./Санкт-Петербург, д. 2

Предметный указатель
Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ
Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-Петровский)
Церковь СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ при Святейшем Правительствующем Синоде
Казанский собор
Троице-Петровский собор
"Знамя труда", производственное объединение