Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Армяно-григорианская церковь св. ЕКАТЕРИНЫ

Армяно-григорианская церковь св. ЕКАТЕРИНЫ


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Инославные храмы/Армяно-григорианские церкви

В северной столице предприимчивые армянские купцы обосновались вскоре после ее основания и уже в 1710 создали свою общину, которая собиралась в частных домах, где сперва служил священник, приезжавший из Москвы, а с 1730 – собственный.
В 1714 архимандрит Минас просил построить в Петербурге армянскую церковь, но разрешения не получил. Только 25 сентября 1725 столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома, который начал действовать в деревянном здании на 3-й линии, на участке купца Луки Ивановича Ширванова, владельца шелко-ткацкой фабрики.
В январе 1740 Ширванов получил дозволение возвести на собственные средства в своем владении на углу 3-й линии (ныне д. 34) и Среднего проспекта, где жило много армян, небольшую каменную церковь „под надзиранием архитектора Трезини“. Однако после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось, и службы до начала 1780 продолжали совершаться в доме купца и его наследников.
В 1760-х во главе армянской общины встал богач Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян). По его ходатайству Екатерина II издала 2 мая 1770 указ, позволявший „торгующим и военнослужащим армянам“ построить храмы в Петербурге и Москве. Через три недели Императрица отвела место на Невском, против Гостиного двора, на участке б. Малой придворной конюшни. На постройку церкви Лазарев выделил часть денег, вырученных от продажи Императрице знаменитого алмаза „Орлов“.
Весной 1771 начались работы по проекту Ю. М. Фельтена, которые обошлись в 33 тыс. руб. и закончились в 1776, когда здание подвели под крышу. 18 февраля 1780 армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии кн. Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы Императрицы.
Главный, южный фасад храма оформлен в стиле раннего классицизма ионическим портиком, наружные стены – сдвоенными пилястрами. Двадцать внутренних колонн композитного ордера из искусственного желтого мрамора несут богатый лепной карниз. Стены некогда были украшены религиозными картинами, а высокий иконостас с образами кисти К. Л. Христинека блистал обильной позолотой.
Церковь фланкируют два трехэтажных дома, принадлежавшие И. Л. Лазареву, которые после его смерти были переданы общине.
За два века храм мало изменился как внутри, так и снаружи. В 1794–1797 перед ним были выстроены ворота, а в конце 1858 установлена чугунная решетка по проекту Н. П. Гребенки, отлитая на фабрике Шопена, которая существовала до конца XIX века. В 1841 арх. Л. Ф. Вендрамини произвел первый капитальный ремонт церкви; в 1860 она была вторично возобновлена. В 1900–1906 А. И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры.
В 1887 художник И. К. Айвазовский подарил общине картину „Христос на Тивериадском озере“. В 1915 из ризницы собора Зимнего дворца были переданы частицы мощей ап. Фаддея и свт. Григория Просветителя.
Кроме престольного праздника особо торжественным было богослужение 30 июня – в день свт. Григория Просветителя, патрона армян, когда в храме собиралась почти вся столичная колония, насчитывавшая перед революцией около 2500 человек. Подчинялся приход Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишиневе.
Последним дореволюционным настоятелем был о. Григорий Григорьевич Тер-Григорянц.
Церковь закрыта в конце в мае 1930 и в 1931–1934 разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны – мастерская декораций театра музыкальной комедии.
В 1990 армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви, и 14 марта 1993 в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.
Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 Патриарх-Католикос Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи свт. Григория.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 522; Оп. 4. Д. 842; Ф. 472. Оп. 43. Д. 149; Ф. 796. Оп. 6. Д. 299; Оп. 21. Д. 60; Оп. 51. Д. 439; Ф. 821. Оп. 7. д. 95; Ф. 880. Оп. 5. Д. 538; Ф. 1329. Оп. 2. Д. 62.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2015; Ф. 569. Оп. 12. Д. 388.
Литературные источники
Иосиф (Аргутинский). Слово на освящение армянской церкви… СПб., 1780.
ИСС. 1871. Т. 2. С. 266.
Историческая записка об армянских церквях Петербурга и Москвы. М., 1875.
Божерянов И. Невский проспект. СПб., 1902. Т. 2. С. 231–233.
ПАЛ. С. 172–173.
Базиянц А. Н. Над архивом Лазаревых. М., 1982. С. 19.
Страны и народы Востока. СПб., 1994. Вып. 28. С. 272–291.
Шульц. С. 229–230.
Зодчие Петербурга. XVIII век. СПб., 1997. С. 515–518.
Освящение армянской церкви св. Екатерины в С-Петербурге. СПб., 2001.
Периодика
ПЛ. 1892. № 7.
Колокол. 1908. № 700.
Издания на иностранных языках
Grot. Bd. 1. S. 211–213; Bd. 2. S. 27–29.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Айвазовский Иван Константинович
Алексий (Алексей Михайлович Ридигер), патриарх
Вендрамини Лев Францевич
Гарегин II, армянский Патриарх-Католикос
Гребенка Николай Павлович
Иосиф (Аргутинский), армянский Патриарх-Католикос
Минас, армянский архимандрит
Таманян Александр Иванович
Тер-Григорянц Григорий Григорьевич, армянский свящ.
Трезини Доменико
Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич
Христинек Карл Людвиг
Шопен

Адреса
Невский пр./Санкт-Петербург, д. между д. 40 и 42

Предметный указатель
Большой гостиный двор
Бронзовая фабрика Шопена
Театр музыкальной комедии
Эрмитаж государственный
Эрмитаж государственный
Классицизм


Армянская церковь святой Екатерины

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, церковь Св. Екатерины (Невский просп., между домами 40 и 42), памятник архитектуры раннего классицизма. Построена в 1771-1776 (арх. Ю. М. Фельтен) на участке, выделенном в 1770 купцом И. Л. Лазаревым (Лазаряном), освящена 18.2
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Инославные конфессии

ИНОСЛАВНЫЕ КОНФЕССИИ, христианские неправославные церкви. С нач. 18 в. СПб. был центром И. к. в России. Наиболее многочисленной инославной общиной была община Римско-католич. церкви. Первый католич. храм появился в СПб. в 1706
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга