Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / МАСОНЫ И МАСОНСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

МАСОНЫ И МАСОНСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


Рубрикатор / Благотворительность в Петербурге/История/Общие сведения

Масонство (от англ. mason – каменщик, франц. franc-mason – вольный каменщик) – общественная религиозно-нравственная и филантропическая организация, старающаяся реализовать идеалы свободы, наднационального духовного братства, всеобщего равенства, просвещения, веротерпимости и самосовершенствования человека и человечества. Масоны объединяются в ложи – местные общества c особой иерархической структурой. Члены лож отличаются степенью посвящения (ученик, товарищ, мастер и др.), имеют символические имена и узнают друг друга посредством особых знаков и паролей. У каждой ложи есть собственный набор уставов и положений, индивидуальная идеологическая программа и оригинальное название. Каждая ложа имеет свой особый знак. Он составляется из масонских символов в соответствии с индивидуальной идеологической программой и названием.
Возникнув в начале XVIII в. в Великобритании, масонство в дальнейшем быстро распространилось почти во всех европейских странах, в том числе и в России. Первое документальное свидетельство о масонских ложах в России (состоявших из иностранных специалистов и купцов) относится к началу 1730-х. В царствование Елизаветы Петровны в ложи вступали и лица высшего дворянского общества, для которых масонство стало одной из форм организации независимой от правительства оппозиционной дворянской общественности.
Интенсивное развитие масонства в России началось в 1770–1780-е. Общее число лож увеличилось с 14 в конце 1760-х до 90 – к 1790. В них входили государственные деятели, придворные, офицеры, гражданские чиновники, купцы, представители творческой интеллигенции и др. Однако тайный характер масонской деятельности, связь масонства с революционными событиями во Франции и особенно влияние масонов на наследника престола насторожили Екатерину II. В 1792 она запретила масонство в России, и большинство лож приостановили свои работы. Масонские собрания продолжались, но круг вольных каменщиков, работавших втайне, был невелик. В царствование Александра I правительство вновь разрешило масонство, но одновременно стало прилагать усилия поставить ложи под надзор с целью использования их в своих интересах. Эти намерения реализовать не удалось, что привело в 1822 к новому запрету масонства высочайшим рескриптом. В 1826 запрет был подтвержден Николаем I.
Одним из главных центров российского масонства был С.-Петербург, где действовали не менее 70 масонских лож английской, шведской, французской и немецкой систем. В XVIII в. особое место среди них принадлежало союзу масонских лож под руководством И. П. Елагина: ложа Благотворительности к пеликану, ложа Молчаливости и др. Кроме того, в начале XIX в. наиболее деятельными и многочисленными были капитул Феникса, ложи Елизаветы к добродетели, Палестины, Петра к истине, Соединенных друзей, Умирающего сфинкса и др. Независимая от правительства общественная деятельность масонов в С.-Петербурге отличалась широтой и разнообразием. Петербургские масоны издавали журналы и книги, открывали школы, вели преподавательскую деятельность, были членами многих общественных организаций и учреждений. Значительное место они отводили филантропической и благотворительной деятельности.
В соответствии с общей концепцией масонской благотворительности, сформулированной в уставах вольных каменщиков, она была добровольной, бескорыстной и анонимной. В ней ценили не столько материальную помощь, сколько «то доброжелательное состояние разума, которое делает исполненным доброй воли и страстного уважения к другим». С помощью благотворительности масоны стремились самоутвердиться, заслужить доверие общества и, что особенно важно, угодить Богу и снискать Его благословение.
Для финансового обеспечения благотворительности в масонских ложах организовывались сборы в пользу нищих, создавались специальные похоронные кассы и кассы взаимопомощи. Помимо обычных годовых сборов в размере от 3 до 8 рублей, на благотворительные цели направлялись средства от предпринимательской, например, книгоиздательской деятельности. Все доходы и расходы на благотворительность фиксировались в специальных приходно-расходных книгах лож.
Масонская благотворительность распространялась, прежде всего, на членов лож, а затем уже переходила и на лиц, не принадлежавших к ордену. Благотворить рекомендовалось только истинно нуждающимся и достойным помощи, поэтому масоны старались избегать «безразборчивой милостыни» и тщательно обследовали положение нуждающихся. Помощь оказывали в разных сферах, как частным лицам, так и учреждениям. В первую очередь среди получателей были различные категории беднейшего населения С.-Петербурга: инвалиды, больные и старики. Довольно часто помощь оказывалась женщинам. Многие ложи имели собственных пенсионеров, которым выдавались ежемесячные пособия. Значительная часть денег шла в тюрьмы и крепости, в том числе и на выкуп заключенных за долги. Сумма пожертвований, в основном, была небольшой; крупные благотворительные проекты были редки.
Особенно активными благотворителями среди петербургских масонов были М. Ю. Виельгорский, О. П. Козодавлев, А. Ф. Лабзин, С. С. Ланской, Ф. И. Прянишников. Они не только осуществляли собственные благотворительные проекты, но также играли заметную роль в деятельности различных общественных благотворительных учреждений и государственных филантропических предприятий, в частности, были активными членами Императорского Человеколюбивого общества, Общества посещения бедных, Общества попечетительного о тюрьмах и др. С масонством связывают, например, возникновение Санкт-Петербургского на смертные случаи общества (Общества страхования жизни), основанного Я. Х. Гротом.

Ист.: Протоколы ложи Урании: 1773–1775, 1781–1793 гг. – ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. ДД. 406-407; Книга приходно-расходная масонской ложи. – РО ИРЛИ. Ф. 37. Ед. хр. 32548. Л.1-25; Жизнь масонской ложи в документах / Публ., [и вступ. ст.] В. Е. Корнеева // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.: Альманах. М., 1999. С. 69-82.

Лит.: Смит Д. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке. М., 2006; Серков А. И. История русского масонства XIX века. СПб., 200; Вантеева Н. В. Масоны в русской благотворительности // Царизм и общество в начале ХХ века: новые походы и задачи изучения проблемы. М, 1998; Вернадский Г. В. Русское масонство в царствовании Екатерины II. 2-е изд. СПб,1999. С. 265-284; Соколовская Т. О. Статьи по истории русского масонства. М., 2008. С. 12-17.

В. В. Кучурин

Персоны
Александр I, император
Виельгорский М. Ю.
Грот Я. Х.
Екатерина II, императрица
Елагин Иван Перфильевич
Козодавлев Осип Петрович
Лабзин А. Ф.
Ланской С. С.
Николай I, император
Прянишников Ф. И.

Предметный указатель
ИМПЕРАТОРСКОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОЕ ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО ПОСЕЩЕНИЯ БЕДНЫХ
ОБЩЕСТВО ПОПЕЧИТЕЛЬНОЕ О ТЮРЬМАХ