Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / «Грот», павильон (ансамбль Екатерининского парка)

«Грот», павильон (ансамбль Екатерининского парка)


Рубрикатор / Царское село и город Пушкин в историческом времени/Памятники истории и культуры

Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка.
Подобный садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, наряду с Эрмитажем являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII. Проект Грота для императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. разработал архитектор Растрелли, под его же руководством проводились строительные работы. На его отделку пошло 210 тысяч крупных морских раковин и 17½ пудов мелких. Строительство его затянулось, и даже в 1761 г., когда закончили строительные работы Екатерининского дворца, Грот числился среди незавершенных парковых сооружений.
Фасады Грота отличаются богатством и пышностью барокко Растрелли. Причудливый купол завершал резной из дерева фонтан, струи которого растекались по граням. Архитектурный декор исполнен в характерных для Растрелли приемах: сгруппированные попарно рустованные колонны композитного ордера, пилястры, разорванные фронтоны, сложнейшая скульптурная декорация, фигурные заполнения дверных проемов с остекленными дверями. Решение наличников арочных окон и дверей, окон-люкарн отличается обилием декоративных мотивов, лепной отделки и одновременно органичным синтезом архитектурных и скульптурных композиций. Связь павильона с водным царством Нептуна выявляет скульптурная декорация: закрученные волютами дельфины, маски Нептуна, фигурки тритонов, головки нереид, морские растения и раковины, помещенные на капителях колонн, наличниках и над окнами.
Объемно-планировочное решение интерьеров с крепованным карнизом, приставленными к стенам колоннами характерно для стиля барокко своими скругленными углами, нишами для статуй, экседрами на торцовых фасадах. При Елизавете Петровне не успели отделать интерьеры морскими раковинами и камнями. Существующая ныне штукатурная отделка интерьеров исполнена архитектором А. Ринальди в 1771 г. при Екатерине II.
Грот в ее время часто называли «Залой антиков» по собранному здесь собранию античной скульптуры и ваз или «Утренней залой». В ясную солнечную погоду императрица, встававшая всегда рано, любила здесь работать по утрам, заниматься литературой, в часы восхода солнца наблюдая пейзажную картину парка и меняющиеся под солнечными лучами краски, свет и тени, скользящие по зеркальной глади воды. Вид от Грота особенно впечатляющ в это время суток, поскольку он находится на восточном берегу пруда, вытянутого в юго-западную сторону. Иногда в эти дни в Утренний зал специальным сигналом сзывалась молодежь для угощения чаем, кофе, или шоколадом.

Г. В. Семенова

Авторы
Семенова Галина Викторовна

Персоны
Екатерина II, императрица
Елизавета Петровна, императрица
Растрелли Франческо де
Ринальди Антонио

Адреса
Екатерининский парк/Пушкин г.


1752–1760 годы

Расширяется территория дворцовых парков. Создаются павильоны Эрмитаж, Грот, реконструируется новый Верхний сад и Зверинец, в котором строится павильон Монбижу. Парки и дворец объединяются в единый дворцово-парковый ансамбль.
Источник: Царское село

2005 год

8 мая. На Октябрьском бульваре в честь 60-летия Победы состоялось торжественное открытие Памятного знака пушкинцам – Героям Советского Союза, участникам Великой отечественной войны. Июль
Источник: Царское село

Концертный зал «на острову» Большого пруда

Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда
Источник: Царское село