Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / ДАМБЫ

ДАМБЫ


Рубрикатор / Город и вода/Технический раздел

ДАМБЫ (от голландского dam – «запирать»), гидротехнические сооружения, представляющие собой валы из земли, дерева, камня, бетона, железобетона, металлоконструкций и других искусственных материалов. Д. служат для предохранения от затопления водой и размывания низменных участков суши, регулирования русел рек, поддержания уровня воды в водохранилищах. Одна из первых Д. в окрестностях СПб. – построенный в 1715 т. наз. Стрельнинский мол, или дамба, длиной 852 м, который предназначался для базирования галер, яхт и различных маломерных судов. В 1943 значительная его часть была разрушена в ходе военных действий, в 1960-е при строительстве водно-спортивной базы ок. 300 м засыпано. В 1870-е в СПб. при строительстве Морского торгового порта в устье р. Екатерингофки были созданы искусственные острова, получившие названия Кривая дамба и дамба Гребёнка. В СПб., часто страдавшем от наводнений, с XVIII в. неоднократно разрабатывались различные проекты создания защитных сооружений города. После наводнения 1824 г. инж. П. Базен первым предложил построить каменную дамбу поперек Финского залива от Лисьего Носа серез о-в Котлин до Ораниенбаума. Технические возможности решить эту проблему появились лишь в кон. ХХ в. В 1979 началось строительство Комплекса защитных сооружений (КЗС) Ленинграда от наводнений по проекту, разработанному ин-том «Ленгидропроект». Этот гидротехнический комплекс в окончательном виде протянется на 25,4 км (высота 8 м над уровнем моря, ширина – 35 м) и будет включать 11 защитных дамб, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружений. Благодаря обилию защитных дамб, составляющих его основу, комплекс получил название «Дамба». К концу 1984 завершено соединение северной части Финского залива с о-вом Котлин. Первоначальный период активного строительства КЗС затормозился в конце 1980-х, когда высказывались опасения неблагоприятного воздействия на экологическую ситуацию, что было опровергнуто независимой Международной комиссией в 1990. В 1990-е строительство практически не велось по причине недостаточного финансирования в условиях экономического кризиса. С 2003 строительные работы возобновились. В 2005 проект завершения работ был одобрен Правительством РФ, при этом в него были внесены некоторые изменения. Так, в условиях увеличившегося потока автотранспорта дорога, проходящая по Д. и иным сооружениям комплекса, вместо 4-х будет иметь 6 полос движения. Окончание строительства КЗС планируется на 2010.
Лит.: Глезеров С. Дамба, где убили святого и спасли Ленинград // Невское время. 2001. № 136(2596), 1 августа; Усанов Б.П. «Под морем город основался…». СПб., 2006; Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений http://www.nevariver.ru/flood.php ; История проекта комплекса защиты от наводнений http://www.semiotic.ru/d/index.html
С. Б. Егоров

Авторы
Егоров Сергей Борисович

Персоны
Базен Петр Петрович

Адреса
Екатерингофка р./Санкт-Петербург
Финский залив

Библиография
Глезеров С. Дамба, где убили святого и спасли Ленинград // Невское время. 2001. № 136(2596), 1 августа
Усанов Б.П. «Под морем город основался…». СПб., 2006
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. URL: http://www.nevariver.ru/damba.php
История проекта комплекса защиты от наводнений// Комплекс Защитных Сооружений Санкт-петербурга от наводнений. URL: http://www.semiotic.ru/d/index.html

Предметный указатель
Морской порт
НАВОДНЕНИЯ