Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Грооты (Grooth), немецкие живописцы, работавшие в России

Грооты (Grooth), немецкие живописцы, работавшие в России


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Изобразительное искусство/Персоналия

ГРООТЫ (GROOTH), немецкие живописцы, работавшие в России.
1). Георг-Христоф Гроот (1716, Штутгарт – 1749, С.-Петербург), портретист, сын и ученик штутгартского придворного живописца Иоганна-Христофа Гроота († 1764). В 1743 по приглашению императрицы Елизаветы Петровны прибыл в СПб и был назначен смотрителем за всеми императорскими картинами. По поручению императрицы он приобрел в Праге за 12 тысяч рублей 115 картин кисти голландских, фламандских и немецких художников. Вскоре он стал придворным живописцем, писал пышные портреты особ императорской фамилии и высшей аристократии, обогатив русское портретное искусство новой для него традицией рококо. В числе его наиболее известных работ: портрет вел. кн. Петра Федоровича (впоследствии императора Петра III), «Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком», «Портрет Елизаветы в черном домино, с маской в руке», парные конные портреты вел. кн. Петра Федоровича и вел. кн. Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Некоторые работы известны в авторских повторениях. Был наставником И. П. Аргунова. За небольшой рост и горб, получил, в отличие от своего брата, прозвище: «маленький Гроот».
2) Иоганн-Фридрих (Иван Федорович) Гроот (1717 Штуттгарт – 1801, С.-Петербург), живописец-анималист. Брат предыдущего; прибыл вместе с ним в СПб в качестве реставратора картин. Проведя в СПб почти 60 лет, обрусел и сумел оказать значительное влияние на развитие русской живописи. Пользовался расположением императрицы Елизаветы Петровны, любительницы охоты, исполнил по ее заказам много картин. Эта коллекция украшала ее охотничий павильон Мон-Бижу, в Царском Селе, откуда в 1765, была передана в АХ, где составляла «Гротовскую галерею». Ныне некоторые работы представлены в Мраморном дворце. В 1749–61 Г. носил титул придворного живописца, в 1765 новая АХ в числе первых дала ему звание академика, за что он отблагодарил ее картинами «Рысь, терзающая индейку» и «Лисица, терзающая петуха»; в 1766 АХ возвела в советники, а в 1774 – в почетные вольные общники. До 1775 он преподавал в живописном классе АХ, где среди его учеников был баталист и пейзажист М. М. Иванов.
Лит.:
Мюллер А. П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925.
Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост. К. В. Малиновский. В 2-х т. М., 1990.
Маркина Л. А. Г.Х.Грот и немецкие живописцы середины 18 века в России. М., 1999.

Д.Я. Северюхин

Авторы
Северюхин Дмитрий Яковлевич

Персоны
Аргунов Иван Петрович
ГРООТЫ (GROOTH)
Екатерина Алексеевна вел. кн. (см. Екатерина II)
Елизавета Петровна, императрица
Иванов Михаил Матвеевич
Петр Федорович, вел. кн. (см. Петр III)

Библиография
Мюллер А. П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925
Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост. К. В. Малиновский. В 2-х т. М., 1990
Маркина Л. А. Г.Х.Грот и немецкие живописцы середины 18 века в России. М., 1999

Предметный указатель
Академия художеств
Академия художеств
Мраморный дворец