Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ)

Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ)


Рубрикатор / Новый Художественный Петербург/Группы

Объединение художников-нонконформистов, созданное в конце 1981 для организации легальной выставочной работы. Продолжало традиции Товарищества экспериментальных вы ставок (ТЭВ). Первыми членами ТЭИИ стали участники самой большой в Ленинграде квартирной выставки в квартире Николая Кононенко в расселенном под капитальный ремонт доме на Бронницкой, 1/3 (14–17 ноября 1981). «ТЭИИ является общественной организацией, объединяющей профессиональных художников всех направлений современного изобразительного искусства на демократических началах, вне зависимости от образовательного ценза. Деятельность ТЭИИ направлена на развитие современного изобразительного искусства и создание условий, позволяющих каждому художнику внести позитивный вклад в отечественную и мировую культуру». Задачей товарищества провозглашалось: «1. Утверждение официального статуса творческой организации профессиональных художников; 2. Поддержка художников, чье творчество отображает реальность в ее широком понимании и несет в себе эксперимент, направленный на определение нового изобразительного языка, адекватного современности; 3. Организация выставок членов ТЭИИ и художников, разделяющих их принципы; 4. Содействие реализации художественных произведений членов ТЭИИ; 5. Организация дружеских, творческих и деловых контактов с художниками, творческими объединениями, галереями и музеями в СССР и за рубежом» (из устава ТЭИИ). ТЭИИ не добилось юридической регистрации, но получило не официальное признание властей и вплоть до 1990 выступало в качестве основного организатора легальных выставок нонконформистского искусства. В среде ТЭИИ в разные годы возникли группировки «Пятая четверть», «Митьки», «Остров», «Новые художники», «Новые дикие», «ТИР», «Группа семи», «Некрореалисты» и др. В 1990 членами ТЭИИ было более 150 художников. В дальнейшем многие из них участвовали в создании Гуманитарного фонда «Свободная культура» и арт-центра «Пушкинская-10». Выставки: 1982 — 1-я выставка ТЭИИ, 38 участников (ДК им. С. М. Кирова); 1983 — выставка в Ленэнерго; 2-я, 43 участника (ЛДМ); 3-я, 47 участников (ДК им. С. М. Кирова); группа «Пятая четверть» (Дом ученых в Лесном); 1984 — 4-я, 157 участников (ЛДМ); 5-я, «Грани портрета» (ДК им. С. М. Кирова); 1984–1985 — 10 передвижных выставок на предприятиях города (в дальнейшем по распоряжению КГБ такие выставки за прещены); 1985 — 6-я, 200 участников, в т. ч. художники из Архангельска, Смоленска, Москвы, Ейска, Киева, Одессы, Риги, Дубны, Калининграда (ЛДМ); «Группа 14» (ЛДМ); 1985/86 — 7-я, «Кинематограф», 82 участника (ДК им. С. М. Кирова); 1986 — 8-я, 186 участников (ЛДМ) — смонтированную выставку не удалось открыть, поскольку участники отказались пойти на компромисс с властями, требовавшими снятия 40 «политически ост рых» работ 25 авторов; дворец «Кадрирог» (Таллин); серия квартирных выставок у Ю. Рыбакова, В. Сухорукова, В. Михайлова, Л. Красавиной, К. Миллера; 1987 — 9-я, 164 участника, из них 98 — члены ТЭИИ (ВК Ленэкспо в Гавани); 10-я, «Галерея ТЭИИ» (ЛДМ); 11-я (ВЗ на Охте); Кохтла-Ярве (Эстония); 1988 — выставка в калифорнийской галерее «Рот-Уан», всего побывала в семи городах США, 21 участник; 12-я, «Весна-88» (ЛДМ); участие в выставке произведений ленинградских художников к 1000-летию Крещения Руси (МТЦ Калининского района); выставки на философском факультете Московского государственного университета и в ДК на ул. Герцена в Москве, 32 участника; фестиваль современного искусства в крепости г. Нарва (Эстония); 1988–1989 — участие в выставке «Современное искусство Ленинграда», совм. с ЛОСХом (ЦВЗ «Манеж»); 1989 — выставка ТЭИИ в Сан-Диего (США); 1990 — 13-я выставка (ВЗ на Охте); выставочное турне ТЭИИ по Канаде и США, 26 участников.

Лит.: Шехтер Т. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда): Исторические очерки // Петербургские чтения. Вып. 3 (1995); Ковальский С. Хроника неофициального искусства Ленинграда // Там же; Гуревич Л. Сборник статей. СПб., 2002.

Авторы
Лейкинд Олег Леонидович
Северюхин Дмитрий Яковлевич

Персоны
Гуревич Любовь
Красавина Л.
Миллер Кирилл Семенович
Михайлов Владимир
Рыбаков Юлий
Сухоруков Владислав
Шехтер Татьяна



Газаневская культура

ГАЗАНЕВСКАЯ КУЛЬТУРА, Газаневские выставки, "Газаневщина", неофиц. худож. движение сер. 1970-х - нач. 1980-х гг. Собирательное назв. происходит от первых разрешенных властями крупных выставок художников-нонконформистов, состоявшихся в ДК им. И. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"МЕРКУРИЙ", самиздатский журнал Совета культурно-демократического движения (КДД) "Эпицентр"

"МЕРКУРИЙ", самиздатский журнал Совета культурно-демократического движения (КДД) "Эпицентр". КДД к концу 1987 объединяло 15 групп ленинградских неформалов: клуб "Перестройка", "Клуб-81", Совет по экологии культуры, экологическое объединение "Дельта"
Источник: Политические репрессии

РЫБАКОВ Юлий Андреевич (р. 25.02.1946, г. Мариинск Кемеровской обл.)

РЫБАКОВ Юлий Андреевич (р. 25.02.1946, г. Мариинск Кемеровской обл.), художник, общественно-политический и государственный деятель. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (курса не окончил)
Источник: Политические репрессии

Художественные объединения

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, объединения художников в целях утверждения общей идейно-эстетической программы, развития проф. деятельности, худож.-образоват. и просветит. работы, благотворительности. Первое Х. о. в СПб. - Об-во поощрения художников (см
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга