Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь свт. ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО

Церковь свт. ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

К западу от столицы, рядом с православными финскими деревнями Автово и Сосновая Поляна, Петр I поселил ямщиков, которые образовали Вологодскую слободу. Для них на мызе стольника П. И. Бутурлина между 1712–1716 была выстроена в „обыденку“ деревянная церковь, которой царь хотел отметить одержанную в этой местности победу над шведами. Иконы и часть утвари привезли из Успенского собора в Кремле. Однако уже в 1743 церковь находилась в плохом состоянии, и ее хотели разобрать, но еще в 1767 она стояла на своем месте.
Возведение каменного однопрестольного храма было осуществлено на церковные деньги в 1743–1748 новым владельцем мызы гр. Александром Борисовичем Бутурлиным. Этот храм в народе называли „за Красным кабачком“, по загородному трактиру на 9-й версте Петергофской дороги, или „в Ульянке“, по названию графской мызы. В 1788 храм был отремонтирован, а в 1799 сделан приходским. В его ограде в XVIII веке существовало небольшое кладбище.
В 1808 новый хозяин мызы – гвардейский ротмистр Иван Иванович Владимиров – пожертвовал 150 тыс. руб., которые позволили возвести колокольню, пристроить теплый придел Зачатия Иоанна Предтечи и изменить внешний и внутренний вид здания, после чего 15 января 1809 состоялось его новое освящение митрополитом Амвросием. В 1811 по проекту В. П. Стасова была возведена придорожная часовня (переделана в 1909, снесена в 1971) и церковная ограда. В 1821 от часовни к церкви была построена широкая каменная лестница.
В ампирном виде пятиглавый храм простоял до 1886, когда по проекту В. И. Карпова и Ф. С. Харламова началась его реконструкция, средства на которую дали купцы Коняев и Рудомин. Она шла в 1886–1888 под руководством авторов. Службы временно проходили в б. усадебном доме. В ходе работ выяснилось, что старые стены нагрузки не выдержат, и Харламов предложил план, по которому прежний храм сносился и возводился новый трехпрестольный в русском стиле. Работы начались в 1891 и завершились освящением здания; его 9 февраля 1892 совершил епископ Нарвский Антонин вместе с о. Иоанном Кронштадтским.
В главном приделе был поставлен новый резной иконостас, тогда как в боковых сохранились прежние иконостасы. Интерьер был расписан изображениями святых и орнаментами, а также украшен витражами фирмы М. Эрленбаха. На высокой колокольне повесили колокола – самый большой весил 260 пудов. Через год после освящения на деньги графов А. Д. и М. Ф. Шереметевых – владельцев Ульянки, было начато устройство нижнего придела во имя благ. кн. Александра Невского и прп. Марии Магдалины с графским склепом. Его освящение 24 августа 1895, в престольный праздник, произвел митрополит Палладий.
В храме имелось несколько старых икон, привезенных, очевидно, из Москвы: храмовая икона с частью Ризы Богоматери и мощами; поднесенный в 1696 Петру I образ Черниговской Божией Матери с планом взятия Азова; свт. Николая 1715 года; образ ап. Петра и Иоанна Предтечи, написанный в честь царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Местным почитанием пользовалась икона мч. Уара, перед которой родители молились о здравии своих детей. Утварь из золоченого серебра была изготовлена в начале XIX века. Два хранившихся в церкви Евангелия были напечатаны еще при царе Алексее Михайловиче.
На приходском Красненьком кладбище стояла приписная церковь (см. церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ на Красненьком кладбище), в Ульянке – часовня прп. Пахомия Великого, которую гр. А. Д. Шереметев выстроил в 1902 для руководимой им пожарной дружины.
В первый Спас крестный ход из храма шел на пруд в имении Шереметевых, 29 июня – к Путиловскому заводу, 8 июля – по Вологодской слободе к кладбищу.
Почти полвека (с 1839) прослужил в церкви прот. Стефан Иоаннович Нечаев, последним настоятелем до революции в ней был о. Александр Васильевич Охонский, расстрелянный во время „большого террора“.
Церковь не закрывалась, но, находясь на линии фронта, была в последнюю войну разрушена. Руины ее затем снесли, и рядом выстроили здание почты. В 1990 образовавшаяся община попыталась восстановить храм, но в ином размере и виде. После двух лет строительства 6 сентября 1993 была с прежним названием освящена небольшая деревянная церковь. Она стоит на некотором расстоянии от места, где находился разрушенный храм.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 88. Д. 796.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 13842; Оп. 10. Д. 212; Оп. 17. Д. 217; Оп. 32. Д. 14; Ф. 256. Оп. 14. Д. 32.
Литературные источники
Дурнев В. И. Столетие прихода церкви св. Петра Митрополита. СПб., 1899.
ИСС. 1873. Т. 3. С. 40; 1884. Т. 8. С. 140–156.
Шереметев С. Д. Ульянка. СПб., 1893. С. 16–19.
ЛМХ. Вып. 5. С. 47–48.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 65–66.
Горбатенко. С. 142–145.
Периодика
Зодчий. 1887. № 7–8. С. 30–31; № 11–12. С. 91–93.
ВПГ. 1888. № 147.
ПЛ. 1892. № 41; 1899. № 300.
НВ. 1890. № 5097.
ПДВ. 1895. № 38. С. 890–891.
ПрЦВ. 1900. № 2. С. 77–79.
Нарвская застава. 1990. № 10; 1993. № 1–2.
СПбЕВ. 1992. Вып. 8. С. 4; 1994. Вып. 12. С. 65.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Амвросий (Андрей Иванович Подобедов), митрополит
Антонин (Грановский), епископ Нарвский
Карпов Владимир Ильич
Нечаев Стефан Иоаннович
Охочинский Александр Васильевич
Палладий (Павел Иванович Раев-Писарев), митрополит
Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав.
Стасов Василий Петрович
Харламов Федор Семенович
Эрленбах М.

Адреса
Лени Голикова ул./Санкт-Петербург, д. 3

Предметный указатель
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ на Красненьком кладбище
Красненькое кладбище
"Кировский завод"
"Кировский завод"