Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Армяно-григорианская церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА на Смоленском армянском кладбище

Армяно-григорианская церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА на Смоленском армянском кладбище


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Инославные храмы/Армяно-григорианские церкви

В 1791 указом Екатерины II главе армянской общины И. Л. Лазареву было разрешено возвести по проекту Ю. М. Фельтена на участке, рядом со Смоленским лютеранским кладбищем, „для погребения умирающих армян небольшую каменную церковь“ вместе с богадельней. Эта церковь была задумана Лазаревым как семейная усыпальница.
Вскоре была сооружена часовня, где первым был похоронен сын Лазарева – Артемий, адъютант кн. Г. А. Потемкина-Таврического, погибший в начале 1791 на русско-турецкой войне, а затем и сам И. Л. Лазарев, скончавшийся осенью 1801 года.
В часовне было поставлено великолепное двойное надгробие, исполненное в 1802 акад. И. П. Мартосом.
В 1808 брат Лазарева – Мина поручил подрядчику Кузьме Васильеву выстроить церковь, украшенную портиками и большим куполом, которая была возведена по проекту Л. Руска (?) на месте часовни и 5 октября 1808 освящена во имя Воскресения Христова. Интерьер в XIX веке был украшен росписью.
К началу XX века в церкви находилось около 30 захоронений рода Лазаревых и других знатных семей армянского происхождения: Абамелик, Деляновых, Сумбатовых, родственно связанных с Лазаревыми.
В XIX веке вокруг церкви образовалось армянское Лазаревское кладбище, позднее ставшее отделением Смоленского. Со временем надгробная церковь стала приходской, и при ней открылось благотворительное общество. К октябрю 1901, столетию со дня смерти И. Л. Лазарева, арх. А. М. Кочетов возвел для богадельни и квартир причта двухэтажный дом, выдержанный в армянском стиле.
Храм был закрыт по решению Президиума Ленсовета от 9 мая 1931 и передан Геолого-разведочному управлению; произведение Мартоса в следующем году вывезли в Музей городской скульптуры. В 1939 захоронения на кладбище полностью прекращены. После войны здание служило мастерской скульптору В. Б. Пинчуку.
В сентябре 1988 церковь вернули армянской общине, и 8 октября того же года в ней состоялось первое богослужение. После реставрации храм в 1989 был освящен.
В здании б. богадельни размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 72. Д. 61; Ф. 880. Оп. 5. Д. 110; Ф. 1146. Оп. 1. Д. 12. Л. 43–44; Ф. 1286. Оп. 1. Д. 176; Ф. 1374. Оп. 1. Д. 305. Л. 141–142, 392.
Литературные источники
Георги. С. 113.
Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII–XIX веков. М.– Л., 1951. С. 77–79, 328.
ИК. С. 309–314.
Шульц. С. 230.
Периодика
НС. 1901. С. 187.
Аватанк. [СПб], 1993. № 2.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Кочетов Александр Мстиславович
Мартос Иван Петрович
Пинчук Вениамин Борисович
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич

Адреса
Смоленки р. наб./Санкт-Петербург, д. 29

Предметный указатель
Смоленское армянское кладбище
Смоленское лютеранское (евангелическое) кладбище
Смоленское лютеранское (евангелическое) кладбище
Ленсовет
Городской скульптуры музей