Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Голландская реформатская церковь

Голландская реформатская церковь


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Инославные храмы/Реформатские церкви

Благодаря симпатиям Петра I к Голландии, выходцы из этой страны играли видную роль в ранней истории Петербурга. В основном это были корабельных дел мастера, морские офицеры, купцы, врачи и строители. С 1708 они молились в деревянной лютеранской кирхе на дворе вице-адмирала К. Крюйса на Неве, имея в ней с 1717 собственного пастора Х. Г. Грубе. В то время в общине состояло всего 36 человек.
В 1724 голландцы купили для себя на углу Невского и Мойки дом Пьера Пуси, где у них уже работала школа. 6 апреля 1733, рядом с купленным, был за 1500 руб. приобретен одноэтажный дом, некогда принадлежавший арх. Ж. Б. Леблону, куда и переехал молитвенный зал. Летом 1736 оба здания сгорели.
Церковное здание на Мойке, близ Главной полиции, удалось выстроить лишь шесть лет спустя. Большая часть денег на это строительство поступила из Голландии. Освященная в доме кирха вмещала 250 человек. В ней, согласно документам, „деревянная резьба окрашена в лазоревый цвет, растительный орнамент позолочен… Мужчины сидят по правую руку, женщины – по левую“.
В 1771 молитвенное помещение расширили и в следующем году в нем поставили орган работы мастера Губкрама. В 1778 община купила каменный дом на углу Невского и Б. Конюшенной, где поселился староста, а затем пастор. Хотя церковный дом тесным для небольшой колонии не был, после превращения Невского в главную улицу голландцы почувствовали, что невзрачное здание не соответствует своему назначению. Поэтому в 1797 И. Кребер предложил выстроить новый величественный храм, но его проект реализован не был.
Остался на бумаге и разработанный в 1830 проект Р. ди Ригеля, ибо этот итальянский зодчий не согласился внести требуемые изменения. Только 15 июля 1831 по более дорогому проекту француза П. Жако состоялась закладка нового здания. Ее провел пастор Э. Тамлинг. Храм был оформлен по фасаду четырехколонным портиком. На его фронтоне имелась латинская надпись: „Deo et servatori sacrum“, хотя она и противоречила протестантской традиции.
Круглая в плане церковь на 370 человек занимала второй этаж и была украшена парными коринфскими колоннами светло-зеленого стюка, несущими раскрепованный антаблемент. Освящение пастором Тамлингом церкви 14 января 1834 почтили своим присутствием будущие голландские короли Вильгельм II и Вильгельм III, представители других протестантских общин. Обошлась постройка в 423 тыс. руб., деньги были собраны путем пожертвований и взяты в долг. В примыкающих флигелях разместились конторы, магазины и квартиры.
Освещался интерьер золоченой бронзовой люстрой работы К. Тегельштейна. Лепку исполнил мастер И. Балин, роспись свода – Васильев, кафедру с позолоченным орнаментом изготовил столяр Герфурт. Внизу стены были облицованы красным деревом. Орган поначалу сделал мастер Г. Л. Фридрих, но в 1892 его заменили новым, немецкой фирмы Валкера, для чего А. А. Гимпель соорудил хоры. В ризнице хранилось несколько интересных серебряных предметов XVIII века.
С XIX века по-голландски в храме служили лишь летом, когда начиналась навигация, в остальные месяцы службы велись на немецком языке, ибо богатая, но небольшая (перед революцией она насчитывала всего 300 человек) община была сильно онемечена и лишь треть ее членов говорила по-голландски.
Во главе прихода в 1873–1903 стоял известный проповедник пастор Хендрик Гиллот, последним пастором в 1914 стал Херман Схим ван дер Луф, оставивший интересные воспоминания.
Церковь содержала детский приют и школу, а в годы Первой мировой войны открыла лазарет. Ее прихожан хоронили сперва на Сампсониевском, затем на Смоленском и, наконец, на Волковском лютеранском кладбищах.
В здании работали Голландский клуб и голландские магазины. Общество поощрения художеств устраивало здесь свои выставки и аукционы. Покровителем церкви выступал посол Нидерландов, сидевший в ней на почетном месте, да и сама церковь с 1842 считалась посольской.
Из-за репатриации большей части голландцев на родину национализированный храм, в котором оставалось всего 20 верующих, был в мае 1920 закрыт, но в 1923–1926 им стала пользоваться русская лютеранская община. Затем здание отдали кукольному театру, а церковное имущество вывезли. После ремонта в 1935–1936 помещение заняла библиотека им. А. А. Блока. Так как голландцев в городе больше нет, то никто не просит вернуть зданию его первоначальное назначение.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 40. Оп. 1. Д. 203.
Литературные источники
ПАЛ. С. 156–157.
Кириков. С. 37–39.
Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717–1927). СПб., 2001.
Голландцы и их церковь в С.-Петербурге: Каталог выставки. СПб., 2002.
Периодика
АН. 1969. Вып. 18. С. 90–94.
ЛП. 1987. № 4. С. 29–32.
Издания на иностранных языках
Grot. Bd. 1. S. 186–187; Bd. 2. S. 23–24.
Jungblut. S. 175–179.
Dalton H. Geschichte der reformierten Kirche in Russland. Gotha, 1865. S. 25–28.
Kruys B. De Nederlandse Hervormde Gemeente te St. Petersburg. 1717–1898. S’Gravenhagen. (1898).

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Балин Иван
Васильев
Гиллот Хендрик
Гимпель Александр Александрович
Грубе Х. Г.
Жако Поль
Кребер Иван Петрович
Леблон Жан-Батист Александр
Луф Херман Схим ван дер
Ригель Р., ди
Тамлинг Э.
Тегельштейн К.

Адреса
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 20

Предметный указатель
"Валкер", органная фирма
Сампсониевское кладбище
Смоленское лютеранское (евангелическое) кладбище
Смоленское лютеранское (евангелическое) кладбище
Волковское лютеранское кладбище
Волковское лютеранское кладбище
Библиотека им. А.А. Блока
Голландская церковь


Голландская церковь

ГОЛЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВЬ реформатская (Невский просп., 20), пам. архитектуры классицизма. Сооружена в 1831-34 (арх. П. П. Жако). Фасад оформлен коринфским портиком с горельефом в тимпане и лат. надписью на фронтоне (утрачена). Круглый в плане церк
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Инославные конфессии

ИНОСЛАВНЫЕ КОНФЕССИИ, христианские неправославные церкви. С нач. 18 в. СПб. был центром И. к. в России. Наиболее многочисленной инославной общиной была община Римско-католич. церкви. Первый католич. храм появился в СПб. в 1706
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга