Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Католическая церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ЛУРДСКОЙ)

Католическая церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ЛУРДСКОЙ)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Инославные храмы/Римско-католические церкви

Перед революцией в столице жило 3700 французов-католиков, которые молились, как правило, в Екатерининской церкви на Невском (см. церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ). Во французском посольстве уже в 1860 е возник замысел отдельного храма для соотечественников, и тогда же арх. Н. Л. Бенуа создал проект здания в готическом стиле. Однако лишь в октябре 1898 послу гр. Монтебелло удалось, благодаря русско-французскому сближению, добиться Высочайшего разрешения на строительство французами собственного костела. Сперва для него отвели Манежную площадь, но из-за протестов Православной Церкви и общественности летом 1900 был куплен за 67 тыс. руб. участок подальше от центра, в Kовенском переулке. Здесь, в том же году, по проекту арх. О. И. Тибо-Бриньоль, члена общины, из дерева была выстроена небольшая временная приходская церковь.
По просьбе настоятеля патера А. Кюни акад. Л. Н. Бенуа сочинил в 1902 проект трехнефной базилики в романском стиле с отдельной высокой башней-колокольней. По этому проекту, отличавшемуся живописной композицией, здание 23 июня 1903 и было заложено в присутствии посла гр. Монтебелло. Оно возводилось на пожертвования и доходы от лотереи. Прежде всего была выстроена крипта с временным перекрытием, что позволило сразу начать богослужение. Теперь это нижний зал костела.
Французская фирма Батиньоль пожертвовала общине много финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, а Черноморский завод – цемент, что, в конечном итоге, привело к изменению первоначального проекта. В 1908 Л. Н. Бенуа и его ученик М. М. Перетяткович составили новый вариант, предложив вместо нефов зал, перекрытый железобетонным сводом, и фасад, облицованный грубоколотым гранитом, что придало зданию облик в стиле модерн. Измененный проект потребовал повторного утверждения, при этом возникли юридические трудности, преодоленные благодаря вмешательству французского посольства. Строительством руководил сам Перетяткович, главным подрядчиком был опытный инженер С. Н. Смирнов, конструкции исполнило товарищество „Железобетон“. На 30-метровой колокольне повесили колокол, отлитый на заводе К. Орлова. Чаши для святой воды были сделаны из морских раковин.
Освящение костела во имя Французской Божией Матери (Notre Dame de France) произвел 22 ноября 1909 епископ Ян Цепляк в присутствии членов дипкорпуса и представителей власти.
Внутри костел был оформлен прилегающими готическими колоннами. Запрестольный образ „Жанна д’Арк – защитница Франции“ написал в 1916 известный художник-академист Э. К. Липгарт (в 1957 образ заменили картиной „Вручение ключей ап. Петру“ Захарова). В храме хранятся частицы Креста Господня и некоторые святыни, переданные после закрытия собора св. Екатерины.
В этой церкви отпевали представителей семьи Бенуа и многих петербуржцев французского происхождения. Община перед революцией насчитывала 1500 прихожан.
Престольный праздник сегодня отмечается 11 февраля, ранее отмечался 15 августа, в день Успения.
Настоятелем в 1907–1935 состоял патер-доминиканец Жан Амудрю. До августа 1941 богослужения вел о. Кловис Флоран, высланный из СССР после разрыва отношений с Францией.
Церковь не действовала в 1922–1923, но затем не закрывалась (ибо по-прежнему была приписана к французскому посольству) и долгое время была единственной действующей католической церковью в Ленинграде. В ней в эти годы молились главным образом поляки.
Во время блокады богослужения прекратились и только осенью 1945 возобновились. С этого времени храм носит имя Лурдской Божией Матери. В 1997 интерьер украсили витражи на библейские сюжеты, изготовленные И. Байковой.

Архивные источники
РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 1051; Ф. 826. Оп. 1. Д. 836, 839.
ЦГИА СПб. Ф. 253. Оп. 4. Д. 91; Ф. 513. Оп. 102. Д. 4161; Оп. 154. Д. 288; Оп. 155. Д. 36; Ф. 569. Оп. 15. Д. 735.
Литературные источники
ПАЛ. С. 466–467.
ПЧ 96. СПб., 1996. С. 169–171.
Шкаровский, Черепенина, Шикер. С. 100–102.
КЗ. 2001. Вып. 8. С. 47–51, 77.
Периодика
ВПГ. 1898. № 233; 1900. № 198; 1901. № 96.
ПДВ. 1899. № 21. С. 241–242.
Зодчий. 1903. № 28. С. 345; 1910. № 6. С. 56.
Правительственный вестник. 1909. № 250.
ЕОАХ. 1910. Вып. 5. С. 20–24.
Молодежный вестник. 1996. № 2–3 (23–24).
Свет Евангелия. 11–18.7.1999. С. 4–5.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Амудрю Жан, патер, епископ
Байкова И.
Бенуа Леонтий Николаевич
Бенуа Николай Леонтьевич
Захаров
Кюни А.
Липгарт Эрнст Карлович
Перетяткович Мариан Марианович
Смирнов Сергей Николаевич
Тибо-Бриньоль Оскар Иосиф
Флоран Кловис
Цепляк Ян, католический епископ

Адреса
Ковенский пер./Санкт-Петербург, д. 7

Предметный указатель
Католическая церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ
Дипломатические представительства
Дипломатические представительства
Литейный завод К. Орлова
Екатерины св. костел
Костел французского посольства


АМУДРЮ (Amoudru) Морис-Мария Феликс Станиславович

АМУДРЮ (Amoudru) Морис-Мария Феликс Станиславович (1878–1961), католический епископ, д-р богословия. Богословское образование получил в монастыре Св. Стефана в Иерусалиме. Член ордена Св. Доминика. В СПб. с 1907
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

АМУДРЮ Морис-Мария Феликс, о. Жан (31.08.1878, г. Доль, Франция – 12.10.1961, г. Руан, Франция)

АМУДРЮ Морис-Мария Феликс, о. Жан (31.08.1878, г. Доль, Франция – 12.10.1961, г. Руан, Франция), католический епископ, монах-доминиканец. Высшее духовное образование получил в Иерусалиме, доктор богословия. Вступил в орден Св
Источник: Политические репрессии

ЗАКРЫТИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ХРАМОВ

ЗАКРЫТИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ХРАМОВ в Петрограде-Ленинграде целенаправленно и планомерно проводилось сразу после установления советской власти. В 1917 в столице действовало 470 православных и единоверческих храмов
Источник: Политические репрессии

Инославные конфессии

ИНОСЛАВНЫЕ КОНФЕССИИ, христианские неправославные церкви. С нач. 18 в. СПб. был центром И. к. в России. Наиболее многочисленной инославной общиной была община Римско-католич. церкви. Первый католич. храм появился в СПб. в 1706
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Камень природный

КАМЕНЬ ПРИРОДНЫЙ. С нач. 18 в. в стр-ве использовалась известняковая путиловская плита (добывалась у Путиловской горы близ устья Волхова). С о. Эланд (Швеция) и из Эстляндии доставлялся прочный, ровно окрашенный сургучно-красный и желтый плитняк
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Католическая церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ

Будучи „окном в Европу“, Петербург уже в 1706 имел католический приход, которому садовник Питер ван дер Гар завещал участок в Греческой слободе, близ Главной аптеки (ныне Аптекарский переулок, 3), в т. н. „финских шхерах“
Источник: Святыни Петербурга

Костел французского посольства

КОСТЕЛ ФРАНЦУЗСКОГО ПОСОЛЬСТВА, католическая ц. Лурдской Божией Матери (Ковенский пер., 7), пам. архитектуры. Сооружен для нужд франц. католич. общины в 1903-09 (арх. Л. Н. Бенуа, М. М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга