Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Собор свт. СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО (Адмиралтейский)

Собор свт. СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО (Адмиралтейский)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

Петербург – город на море, и русские боевые корабли до середины прошлого века строились в самом его центре, на стапелях возведенного по проекту И. К. Коробова Адмиралтейства. В его башне зодчий С. И. Чевакинский по указу 1747 начал устраивать домовую церковь свв. Захарии и Елизаветы для работающих на верфи мастеровых. Иконы для нее написал известный художник М. Л. Колокольников. Освященная 10 мая 1755 церковь была закрыта в 1808, и ее убранство передано кладбищенскому храму в Колпине.
Вновь церковь в Адмиралтействе, перестроенном в его нынешнем виде А. Д. Захаровым, появилась в связи с возведением нового Исаакиевского собора и необходимостью продолжать службы. Всего за пять месяцев в зале на втором этаже, в юго-западном углу, была устроена по проекту О. Монферрана „без лишних украшений, с примерным благолепием“ двухпридельная церковь с хорами, освященная 12 декабря 1821 архимандритом лавры Товией (Моисеевым) в память о дне рождения Императора Александра I, приходившегося на день свт. Спиридона Тримифунтского. Новая церковь вмещала до 2000 человек.
Из „старого Исакия“ были перенесены престол, иконостас придела с царскими вратами и утварь. Интерьер храма был оформлен двумя рядами белых ионических колонн и украшен большими религиозными полотнами. Сюда же из Исаакия перешел и причт, в обязанность которого входили молебны при закладке и спуске кораблей. Вход в храм был отмечен двумя большими образами по сторонам.
Когда новый Исаакиевский собор был построен, церковь в Адмиралтействе не только не закрыли, но в 1858 назвали собором морского ведомства и заново, после большого ремонта, 1 октября 1859 освятили. Через год фронтон собора украсился крестом на шаре, сделанным по рисунку И. К. Риглера, который в 1863 возвел и каменную звонницу, где были повешены шесть колоколов „старого Исакия“.
Позднее в соборе появились еще три придела: в 1874 – во имя Зачатия прав. Анны, осенью 1889 – на хорах, во имя прор. Осии, в память спасения Императорской семьи в Борках, в 1891 – во имя свт. Николая. Особенно много для украшения собора, имевшего небольшой приход, сделал прот. Алексий Андреевич Ставровский, служивший настоятелем с 1896 до самой революции и написавший историю собора. В 1897 он капитально отремонтировал храм, а в следующем – украсил наружный крест лампочками, зажигавшимися во время всенощной, что было для того времени новинкой. В 1915 на собранные пожертвования была выполнена уникальная серебряная плащаница в стиле ампир с рельефными украшениями и сенью.
Несмотря на краткую историю, собор обладал несколькими святынями: бархатной, шитой золотом туфлей свт. Спиридона, подушкой, бывшей некоторое время под его головой, частью его ризы, а также подаренной в 1900 иконой свв. Константина и Елены с частью Животворящего Древа с мощами. Началом XVIII века датировались два образа: запрестольный и „Коронование Божией Матери“, а также несколько сосудов. В 1863 акад. Ф. Г. Солнцев написал образ Спасителя, для которого ювелиры Ф. А. Верховцев и Ф. Бутц сделали дорогой оклад с бриллиантами. Этот образ напоминал о спасении вел. кн. генерал-адмирала Константина Николаевича от руки убийцы.
Перед революцией собор имел один из лучших в столице хоров, который пел, в частности, 17 ноября на ежегодной панихиде по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях.
10 января 1837 в этом соборе венчался Ж. Дантес с Е. Н. Гончаровой, а спустя две недели в нем должно было состояться отпевание А. С. Пушкина, но по воле Императора оно было перенесено в Конюшенную церковь.
29 сентября 1910 в соборе, при множестве народа, отпевали погибшего летчика Л. М. Мациевича, морского офицера.
Закрыт собор, охраняемый как памятник архитектуры, 13 ноября 1920, после расстрела прот. А. А. Ставровского. Храмовые иконы в 1923 были свалены в подсобных помещениях, а два года спустя частично перевезены в Музей отжившего культа. Ныне церковь занята актовым залом Военно-морского инженерного института. В 1990-е начальство института несколько раз позволяло проводить в нем молебны и панихиды.

Архивные источники
РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 8026; Оп. 28. Д. 30; Оп. 59. Д. 26; Оп. 61. Д. 133.
Литературные источники
ИСС. 1876. Т. 5. С. 241–254.
Лапшин Г. П. Краткий очерк истории церкви свт. Спиридона Тримифунтского. СПб., 1901.
ЛМХ. Вып. 2. С. 93–96.
Ставровский А. А. С.-Петербургский Адмиралтейский собор во имя свт. Спиридона Тримифунтского. Пг., 1916.
Цитович. Ч. 2. С. 3–4.
ПАЛ. С. 52–54.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 115–118.
Периодика
Морской сборник. 1863. № 10. С. 45–45; 1904. № 12. С. 1–6.
ПрЦВ. № 40. С. 1206.
ВКГ. 1925. № 32.
СПбП. 1991. № 12. С. 33–34.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Александр I, император
Бутц Фридрих-Даниэль
Верховцев Федор Андреевич
Гончарова Екатерина Николаевна
Дантес Жорж Шарль
Захаров Андреян Дмитриевич
Колокольников Мина Лукич
Константин Николаевич, вел. кн.
Коробов Иван Кузьмич
Мациевич Лев Маркович
Монферран Август Августович (Анри Луи Огюст Леже Рикар) де
Пушкин Александр Сергеевич
Риглер Иван Карлович
Солнцев Федор Григорьевич
Ставровский Алексий Андреевич, новомч.
Товия (Моисеев), архимандрит
Чевакинский Савва Иванович

Адреса
Адмиралтейский проезд/Санкт-Петербург, д. 1

Предметный указатель
Адмиралтейство
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Музей отживающего культа
Военно-морской инженерный институт