Указатели
|
Энциклопедический словарь
Памятники Петербурга
Мемориальные доски
Скульптура на рубеже XXI века
Декабристы в Петербурге
Храмы Петербурга
Новый Художественный Петербург
Благотворительность
Город и вода
Хронограф
Литература о Петербурге
Царское Село
Все справочники
Статьи
/
Собор ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Спас-на-крови)
Собор ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Спас-на-крови)Победителем конкурса стала во втором туре работа А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), наместника Троице-Сергиевой пустыни, ранее учившегося в Академии художеств. Архитектор, положив в основу „исконно русские начала“, по желанию заказчика доработал и упростил проект, еще больше уподобив храм памятникам старинного московского зодчества, прежде всего собору Василия Блаженного. Алебастровую модель будущей постройки сделала в 1890–1891 мастерская скульптора Г. Ботта. Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 митрополитом Исидором в Высочайшем присутствии еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести сложные работы по укреплению зыбкого грунта и сооружению фундамента на бетонной подушке. В 1888 были начаты высокий гранитный цоколь и стены, облицованные глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках из норвежского гранита, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 закончилось возведение сводов и парусов, в следующем году на столичном металлическом заводе были изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. После крестного хода из Казанского собора 6 июля 1897 на главном шатре высотой 81 м был водружен крест. В 1895 известная мастерская Фроловых приступила – сперва снаружи, а затем и внутри – к исполнению мозаичного убранства, которое обошлось в 500 тыс. руб. М. В. Нестеров создал эскизы для „Нерукотворного Спаса“ на западном и „Воскресения“ на северном, Н. А. Кошелев для „Христа во славе“ на южном, А. А. Парланд – для „Благословляющего Спаса“ на восточном фасаде, В. М. Васнецов – для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых покровителей царствующего Дома работы костромского мастера Савельева. Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается „Распятие с предстоящими“ с крестом из мрамора и гранита, перед которым ранее теплилась неугасимая лампада. По сторонам размещены иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова мозаичные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была в мозаике начертана часть молитвы свт. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма. Керамические вставки сделаны по рисунку Н. Н. Харламова на Императорском фарфоровом заводе, вставки из светлого известняка – фирмой А. Е. Благодарева. Мозаика почти сплошь покрывает и внутренние стены храма (ее общая площадь более 7000 кв. м), что делает его единственным в мире примером мозаичного искусства в новое время. Эти работы на целых десять лет задержали освящение: его совершил лишь 19 августа 1907 митрополит Антоний с тремя архиереями в Высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Каждый рабочий получил в награду серебряные часы. Все строительство обошлось в 4,6 млн руб. Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части – Его Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной – сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством. Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила, по рисунку Парланда, из разноцветного мрамора узорчатый пол и невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем были набраны мозаикой по эскизам М. В. Нестерова, местные образа – по рисункам В. М. Васнецова. Иконы в царских вратах, отчеканенных из серебра на фабрике И. П. Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых. Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова; в мастерской известного ювелира П. Овчинникова были сделаны серебряные лампады и двухпудовый оклад для напрестольного Евангелия из серебра с эмалевыми вставками. Серебряную дарохранительницу – уменьшенную копию храма – привезли из Костромы, а другую, из зеленой яшмы и розового орлеца, – с гранильной фабрики в Екатеринбурге. На той же фабрике были сделаны замечательные киоты и сень; часть работы исполнила гранильная фабрика в Петергофе. В киотах были помещены мозаичные иконы св. Александра Невского и Воскресения Христова, изготовленные по эскизам Нестерова. В храме над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство, стояла великолепная сень. Ее поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду и ежедневно – литию. Отливкой на заводе Финляндского и настройкой колоколов (главный из них весил 1100 пудов)руководил известный знаток в этой области прот. Аристарх Израилев. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной железной оградой, длиной в 250 м, выкованной в 1907–1910 на заводе К. Винклера и ныне реставрируемой. 27 апреля 1908 митрополит Антоний освятил стоявшую вблизи от храма шатровую Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе „Распятие“, приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер. С дня освящения настоятелем в соборе, имевшем приход, служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии. Он подчинялся придворному протопресвитеру. В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года сделался оплотом иосифлян. 16 июня 1924 епископ Кронштадтский Венедикт освятил в часовне „малый“ храм для служения зимой. Постановлением Президиума ВЦИК собор был закрыт 17 ноября 1930 и передан „под культурно-просветительные нужды“. В 1934 Общество политкаторжан устроило в здании выставку, посвященную „Народной воле“. Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали звучать призывы снести этот шедевр русского зодчества и разбить на его месте сад, для чего перед войной был разработан соответствующий план. В блокаду в здании находился морг. При артобстреле в шатер однажды попал тяжелый снаряд, но застрял в нем и чудом не разорвался. В 1953 храм снова хотели разрушить, но это не удалось и на сей раз. Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хотя надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. В 1970 храм был передан под филиал музея „Исаакиевский собор“, в нем через три года начались сложные реставрационные работы. Они в 1998 завершились, и собор был открыт для осмотра. Зарегистрированная еще в 1990 община подала документы на возвращение храма верующим, но дирекция музея не желает об этом и слышать, не разрешая даже нерегулярные богослужения. Архивные источники Указаны в сб. «Невский архив» (НА) и книге Ю. В. Трубинова (см. приводимый ниже список литературы). Литературные источники Сборник премированных проектов храма, предназначенного к сооружению… СПб., 1882. Лазаревский И. И. Храм Воскресения Христова. СПб., 1906. Парланд А. А. Храм Воскресения Христова. СПб., 1907. Шмеллинг Л. В. Отчет по сооружению храма во имя Воскресения Христова… СПб., 1907. Подробное описание храма Воскресения Христова. СПб., 1907. Краткое описание храма во имя Воскресения Христова… СПб., 1907 и 1909. На вечную память Царю Освободителю. СПб., 1907. Корольков Н. Ф. Храм Воскресения Христова. СПб., 1910. Педашенко С. А. Памятники Императору Александру II. М., 1911. ПАЛ. С. 464–465. НА. СПб., 1993. Вып. I. С. 204–245. Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 74–78. Трубинов Ю. В. Храм Воскресения Христова. СПб., 1997. Периодика Странник. 1881. № 3. С. 577–578; 1883. № 10. С. 348–352; 1900. № 8. С. 651–652; 1907. № 9. С. 297–301. Нива. 1881. № 20. С. 447–448; 1883. № 43. С. 1033; 1885. № 2. С. 30; 1907. № 36. С. 535–536. ЦВ. 1881. № 12. С. 17–18; № 20–21, С. 10–11; № 47. С. 14–16; 1882. № 15–16; № 26. С. 13–14; 1883. № 41. С. 9, 13; 1884. № 27–28. С. 14; 1886. № 40. С. 627; 1890. № 18. С. 578–580. НС. 1881. № 13. С. 85; № 14. С. 91; № 17. С. 109; № 31. С. 214; 1885. № 14. С. 2; 1898. № 47. С. 280–281; 1900. № 8. С. 52. Зодчий. 1882. № 1–3; 1903. № 31. С. 372; 1907. № 35. С. 374–378; № 49. С. 499–501; 1914. № 11. С. 122–123. ВПГ. 1892. № 79; 1893. № 44; 1897. № 148; 1899. № 69; 1903. № 201; 1904. № 69; 1908. № 90; 1910. № 222, 225; 1911. № 103. ПрЦВ. 1901. № 2, 44; 1907. № 33. С. 1363–1369; № 34. С. 1438–1441; № 35. С. 1503–1504; 1910. № 13–14. С. 591–597. ИПЕ. 1908. № 10. С. 26–27. РП. 1908. № 32. С. 502–505. ВКГ. 1930. № 293. ЛПр. 1973. 12 янв. ЛП.1983. № 10. С. 33–35. СПбП. 1993. № 5. С. 22–35. СПбВ. 1996. № 46. Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич Персоны
Александр II, император
Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит Беляев Василий Васильевич Бенуа Леонтий Николаевич Благодарев А. Е. Боровиковский Владимир Лукич Ботта Грациозо Бруни Николай Александрович Васнецов Виктор Михайлович Венедикт (Виктор Васильевич Плотников), архиепископ Гриневицкий Игнатий Иоахимович Игнатий (Иван Васильевич Малышев), архимандрит Израилев Аристарх А. Исидор (Иаков Сергеевич Никольский), митрополит Комаров С. Ф. Кошелев Николай Андреевич Лепорский Петр Иоаннович Нестеров Михаил Васильевич Нови Дж. Новоскольцев Александр Никанорович Овчинников П. А. Парланд Альфред Александрович Постников А. М. Рябушкин Андрей Петрович Савельев Фролов Владимир Александрович Харламов Н.Н. Хлебников И.П. Черкасов Павел Алексеевич Шаховской Николай Павлович Адреса
кан. Грибоедова наб./Санкт-Петербург, д. 2-а
Предметный указатель
"Народная воля"
"Манеж", центральный выставочный зал ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПРИМОРСКАЯ ПУСТЫНЬ Троице-Сергиева пустынь Мозаичная мастерская В. А. Фролова Ломоносовский фарфоровый завод Керамическая фирма А. Е. Благодарева Монетный двор Санкт-Петербургский Монетный двор Санкт-Петербургский Ювелирная фирма И. П. Хлебникова Гранильная фабрика в Петергофе Литейный завод П. Н. Финляндского Художественно-строительный слесарный завод К. Винклера. Духовная академия Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев Исаакиевский собор Воскресения Христова храм ("Спас на крови") |
|