Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Музыкальные салоны

Музыкальные салоны


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Творческие объединения, кружки

МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами. Возникли как продолжение придворных концертов екатерининской эпохи, в к-рых для узкого круга приближенных совместно выступали приезжие виртуозы, придворные музыканты и члены имп. фамилии вместе с др. аристократами, чьи таланты и проф. возможности позволяли конкурировать с солистами, состоявшими на службе. В 18 в. моду на проф. навыки пения и игры на разл. инструментах ввела, по-видимому, вел. княгиня Мария Федоровна. В 1780-х гг. кружок ее придворных исполнял симфонии и оперы под рук. Д. С. Бортнянского. В 1790-х гг. прекрасными музыкантшами слыли вел. княгиня Елизавета Алексеевна и ее подруга графиня В. Н. Головина, а также княгиня Н. И. Куракина. У них регулярно музицировали придворные музыканты и светские любители. На рубеже 18 - 19 вв. муз. собрания бывали у вельмож, в посольствах, у любивших музыку литераторов - И. А. Крылова, Г. Р. Державина и др. Большую роль в муз. жизни традиционно играли вечера Кочубеев, Тепловых, Строгановых, Зубовых и др. семейств, б. ч. к-рых могла составить конкуренцию профессионалам. Эта тенденция стала еще заметнее с кон. 1820-х гг., когда начались "академии" в домах Львовых, графов Виельгорских - людей, близких к имп. семье, имевших особое служебное положение и в то же время в душе считавших себя музыкантами, живших проф. муз. интересами. Такую же роль играл М. с. вел. княгини Елены Павловны. Более камерными, но и более учеными были муз. собрания у князя В. Ф. Одоевского, пропагандировавшего в СПб. творчество И. С. Баха, полифонию и органную музыку. Муз. вечера бывали в Карамзиной салоне, у В. А. Жуковского, А. Н. Оленина, Дельвигов, Кукольников. В 1830-50-х гг. устраивались собрания у композиторов новой генерации. Авторы - М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. А. Балакирев - исполняли свои новые соч., вели эстетич. дебаты. Этот тип М. с., перераставшего в творч. содружество, доминировал во 2-й пол. 19 в. Ведущую роль в этот период играли салоны Стасовых, сестры Глинки - Л. И. Шестаковой, собрания М. П. Беляева.

А. Л. Порфирьева.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Балакирев Милий Алексеевич
Бах Иоганн Себастьян
Беляев Митрофан Петрович
Бортнянский Дмитрий Степанович
Виельгорские, графы
Глинка Михаил Иванович
Головина Варвара Николаевна, графиня
Даргомыжский Александр Сергеевич
Дельвиги
Державин Гавриил Романович
Елена Павловна, вел. кн.
Елизавета Алексеевна, императрица
Жуковская В.А.
Зубовы
Кочубеи
Крылов Иван Андреевич
Кукольники
Львовы
Мария Федоровна, императрица, супруга Александра III
Одоевский Владимир Федорович
Оленин Алексей Николаевич
Серов Александр Николаевич
Стасовы
Строгановы
Тепловы
Шестакова Людмила Ивановна

Предметный указатель
Карамзиной салон
Беляевский кружок
Стасовых салоны