Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Русское музыкальное общество

Русское музыкальное общество


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Творческие объединения, кружки

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (в 1873-1917 Имп. рус. муз об-во; РМО, ИРМО), создано в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна и графа Матв. Ю. Виельгорского (см. Виельгорские). Записанные в уставе цели РМО: "развитие образования и вкуса к музыке в России и поощрение отеч. талантов", для этого учреждались регулярные концерты, конкурсы композиторов, исполнение и публикация их соч., стипендии, муз. б-ка. РМО совершило переворот в области муз. образования, начавшийся открытием в 1860 бесплатных Муз. классов. За ним последовало учреждение Муз. уч-ща и Консерватории (1862). Тогда же стали открываться отделения РМО в Москве и др. крупных городах. При мн. отделениях РМО учреждались муз. классы, уч-ща, консерватории, подчинявшиеся общему уставу и требованиям к уровню образования, об-во приглашало педагогов, устраивало концерты, оказывало разнообр. помощь своим питомцам, привлекало к участию в концертах любителей музыки. Для управления деятельностью об-ва в 1865 в СПб. создана Гл. дирекция РМО. С.-Петерб. отделение пользовалось относит. привилегиями, однако по уставу должно было ей подчиняться. До 1873 деятельности РМО покровительствовала вел. княгиня Елена Павловна, ежегодно предоставлявшая об-ву и собиравшая для него значит. суммы. После ее смерти об-во финансировала Собств. Е. И. В. канцелярия. Помимо руководства Консерваторией и Петерб. отделением, РМО ежегодно устраивало 10-12 симф. концертов, а также камерные, экстренные и благотворительные. В год 50-летия (1909) было объявлено 28 концертов, в т. ч. 10 "исторических" и 10 общедоступных (в Большом зале Консерватории). Осн. место в программах отводилось европ. классике, но в каждую непременно включались произведения совр. рус. композиторов. Дирижерами и руководителями симф. собраний были Рубинштейн (1859-67, 1882-83, 1886-87), М. А. Балакирев (1859-67), Э. Ф. Направник (1869-82), Л. С. Ауэр (1883-84, 1887-92), Г. фон Бюлов (1885-86), В. И. Сафонов (1897-99). В дальнейшем приглашались дирижеры на отд. концерты. В 20 в. часто выступали А. К. Глазунов, Н. Н. Черепнин, С. В. Рахманинов. Дирекция РМО помещалась в зданиях, занимаемых Консерваторией, симф. концерты проходили в залах Дворянского собрания, Городской думы, Консерватории, квартетные собрания - в залах дома Бенардаки (Невский просп. 86), дома Демидова на наб. р. Мойки (на месте д. 64/1), Кредитного об-ва и др.

Лит.: Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859-1909). СПб., 1909; Мохначева М. П. Русское музыкальное общество: История создания и организационное устройство // Актуальные проблемы истории русской культуры. М., 1991. С. 157-181.

А. Л. Порфирьева.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Ауэр Леопольд
Балакирев Милий Алексеевич
Бюлов Ганс фон
Виельгорский Матвей Юрьевич
Глазунов Александр Константинович
Елена Павловна, вел. кн.
Направник Эдуард Францевич
Рахманинов Сергей Васильевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Сафонов Василий Ильич
Черепнин Николай Николаевич

Адреса
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 64/1
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 86

Библиография
Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859-1909). СПб., 1909
Мохначева М. П. Русское музыкальное общество: История создания и организационное устройство // Актуальные проблемы истории рус. культуры. М., 1991, С. 157-181

Предметный указатель
Собственная Е.И.В. канцелярия
Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова
Дворянского собрания здание (Большой зал филармонии)
Городская дума
Петербургское городское кредитное общество