Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Рок-музыка

Рок-музыка


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр

РОК-МУЗЫКА (рок, рок-н-ролл), область массовой муз. культуры. В Л. начала формироваться в кон. 1960-х гг. как заимствование преим. в студенч. среде тенденций англо-амер. молодежной музыки (прежде всего творчества группы "Битлз"). Первые рок-группы ("Россияне", "Санкт-Петербург", "Мифы", "Земляне", "Зоопарк", "Последний шанс", "Шестое чувство", "Большой железный колокол" и др.) отрицали идеологичность сов. массовой песни, господствовавшей в отеч. эстраде. В период становления Р.-м. осн. муз. задачами были: овладение специфич. навыками инстр. и вокального исполнительства, принципами аранжировки для ансамбля посредством копирования ("снимания") записей ведущих зап. рок-групп, освоение свинговой манеры интонирования и ритмич. стереотипов. В период формирования ленингр. рок-музыканты опиралась на интонации рус. гор. романса, диссидентскую многозначность авторской песни, а в текстах - на высокие образцы рус. поэзии, что противодействовало подражат. усвоению стилистич. клише зап. рока. В течение 1970-х гг. Р.-м. расширяла свое влияние в СССР в качестве своеобр. муз. идеологии молодежи, до 1980-х гг. существуя в андерграунде. Попыткой сгладить идеологич. конфронтацию было создание в 1982 рок-клуба при ленингр. межсоюзном Доме самодеятельности (ул. Рубинштейна, 13). С одной стороны, рок-клуб предоставлял музыкантам право на проф. деятельность (оплачиваемые концерты, возможность "литовать" тексты, т. е. получать цензурное разрешение на их публ. исполнение, записываться, приобретать инструменты и аппаратуру, проводить фестивали Р.-м. и т. д.), а с другой - позволял идеологически контролировать жизнь в рок-сообществе и творчество рокеров. Популярность Р.-м. в период ее расцвета породила рок-критику (самиздатовские журналы "Рокси", 1977-90; "РИО", 1986-?). Стилевые характеристики сов. Р.-м. окончательно сложились к нач. 1980-х гг. Ленингр. Р.-м. в это время возглавляла рок-движение в СССР. Гл. отличиями зрелой отеч. Р.-м. от зап. являлись соц. реалии текстов, слабо развитое лирич. начало, агрессивность "саунда", протестная сниженность тем песен и лексики, неприятие коммерч. поп-музыки. В это время выдвинулись группы, творчество к-рых определяли талант и личная харизма лидеров - авторов музыки, текста и ведущих исполнителей. Наиб. авторитетные стилевые ориентации: пост-панк ("Аквариум", Б. Гребенщиков; "Кино", В. Цой; "АукцЫон", О. Гаркуша; "Автоматические удовлетворители", А. Панов; а также "АВИА", "Странные игры", "Объект насмешек" и др.); хард-рок ("ДДТ", Ю. Шевчук; "Алиса", К. Кинчев; а также "Телевизор", "Присутствие" и др.); арт-рок ("Джунгли", "Сезон дождей", "Тамбурин", "Охота романтических их)"; фолк-рок ("Ноль", Ф. Чистяков; "Яблоко"), концептуализм ("Поп-механика", С. Курехин). Мн. из этих групп существуют и ныне. В 1990-х гг. авторитет Р.-м. в молодежной культуре СПб. резко снизился в результате ее коммерциализации и сближения с поп-музыкой в рамках шоу-бизнеса. У наиб. заметных групп, возникших в последние годы ("Сплин", "Король и шут", "Ленинград", "Краденое солнце", "Tequila-jazz" и др.), отсутствует однозначная стилевая ориентация, вплоть до исчезновения стереотипов Р.-м. При этом творчество рок-музыкантов активно освещают все петерб. СМИ в рамках информации о совр. рос. шоу-бизнесе, на радиостанции "Рокс" регулярно звучат передачи о творчестве наиб. заметных рок-групп.

Лит.: Рекшан В. Кайф // Нева. 1988. № 3. С. 111-149; Житинский А. Н. Путешествие рок-дилетанта. Л., 1990; Рок. 1955/1991: Информ.-справ. изд. СПб., 1992.

Л. Н. Березовчук.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна
Березовчук Лариса Николаевна

Персоны
Гаркуша Олег Николаевич
Гребенщиков Борис Борисович
Кинчев (Панфилов) Константин Евгеньевич
Курёхин Сергей Анатольевич
Панов Андрей Валерьевич
Цой Виктор Робертович
Чистяков Федор
Шевчук Юрий Юлианович

Адреса
Рубинштейна ул./Санкт-Петербург, д. 13

Библиография
Рекшан В. О. Кайф // Нева, 1988, № 3. С. 111-149
Рок, 1955/1991: Информ.-справ. изд. СПб., 1992
Житинский А. Н. Путешествие рок-дилетанта. Л., 1990

Предметный указатель
Ленинградский рок-клуб
Дом самодеятельного творчества, культ.-просвет. учреждение
"Россияне", рок-группа
"Санкт-Петербург", рок-группа
"Мифы", рок-группа
"Земляне", рок-группа
"Зоопарк", рок-группа
"Последний шанс", рок-группа
"Шестое чувство", рок-группа
"Большой железный колокол", рок-группа
"Рокси", журнал
"РИО", журнал
"Аквариум", рок-группа
"Кино", рок-группа
"АукцЫон", рок-группа
"Автоматические удовлетворители", рок-группа
"АВИА", рок-группа
"Странные игры", рок-группа
"Объект насмешек", рок-группа
"ДДТ", рок-группа
"Алиса", рок-группа
"Телевизор", рок-группа
"Присутствие", рок-группа
"Джунгли", рок-группа
"Сезон дождей", рок-группа
"Тамбурин", рок-группа
"Охота романтических их", рок-группа
"Ноль", рок-группа
"Яблоко", рок-группа
"Поп-механика", рок-группа
"Сплин", рок-группа
"Король и Шут", рок-группа
"Ленинград", рок-группа
"Краденое солнце", рок-группа
"Tequila-jazz", рок-группа