Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Комиссаржевской театр

Комиссаржевской театр


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Театры, концертные организации

КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР ("Драматич. театр. Дирекция В. Ф. Комиссаржевской", "Драматич. театр В. Ф. Комиссаржевской"), частный театр. Осн. в 1904 В. Ф. Комиссаржевской. В 1904-06 работал в помещении "Пассажа" на Итальянской ул., 19 (мем. доска), в 1906-09 - на Офицерской (ныне Декабристов) ул., 39. Гл. партнерами Комисаржевской в "Пассаже" были близкие ей по сценич. специализации актеры-"неврастеники" К. В. Бравич и П. В. Самойлов. Основу репертуара составляли пьесы М. Горького и драматургов-"знаньевцев" (С. А. Найденова и Е. Н. Чирикова). Представления горьковских пьес "Дачники" (1904) и "Дети солнца" (1905) вызывали острые реакции зала. Пост. пьес Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Стриндберга, А. П. Чехова не стали значит. худож. событиями. В лучшем случае Комиссаржевская солировала (напр., Нора в "Кукольном доме" и Гильда в "Строителе Сольнесе" Ибсена), исчерпывая худож. значение спектаклей индивидуальной игрой. Постановочная практика театра (реж. Н. А. Попов, И. А. Тихомиров, Н. Н. Арбатов, А. П. Петровский) была эпигонской по отношению к внеш. бытовой стороне спектаклей раннего МХТ. С переездом театра на Офицерскую ул. и приглашением в качестве гл. реж. В. Э. Мейерхольда худож. практика изменилась. Мейерхольд продолжил символистские стилизаторские искания, начатые им в 1905 в Театре-студии МХТ, усилил труппу своими соратниками по "Т-ву новой драмы", привлек чл. худож. объединения "Голубая роза" (Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина и др.), переориентировал театр на символистскую драматургию (гл. обр. М. Метерлинка), ужесточил требования к декорат. образности всех выразит. средств, выдвинул задачу синтеза единого худож. целого спектакля. Новаторская деятельность режиссера противоречила премьерству Комиссаржевской и психологич. природе ее игры, что и обусловило увольнение Мейерхольда хозяйкой театра (1907). Лучшие постановки этого периода либо вообще не включали Комиссаржевскую ("Балаганчик" по пьесе А. А. Блока, 1906; "Жизнь человека" Л. Н. Андреева, 1907), либо являлись режиссерской стилизацией ее экстатич. игры в декорат. раме спектакля (Беатриса - "Сестра Беатриса" Метерлинка, 1906). После увольнения Мейерхольда спектакли ставили молодые реж. Н. Н. Евреинов и Ф. Ф. Комиссаржевский, еще не способные выдвинуть зрелую худож. программу. Театр утратил свою актуальность и был закрыт хозяйкой в 1909.

Лит.: Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1898-1907. М., 1989; Громов П. П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // Громов П. П. Написанное и ненаписанное. М., 1994. С. 13-117.

А. А. Кириллов.

Авторы
Кириллов Андрей Александрович

Персоны
Андреев Леонид Николаевич
Арбатов (наст. фам. Архипов) Николай Николаевич
Блок Александр Александрович
Бравич Казимир Викторович
Гауптман Герхарт
Горький Максим (Алексей Максимович Пешков)
Евреинов Николай Николаевич
Ибсен Генрик
Комиссаржевская Вера Федоровна
Комиссаржевский Федор Федорович
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Метерлинк Морис
Найденов (наст. фам. Алексеев) Сергей Александрович
Петровский Андрей Павлович
Попов Николай Александрович
Самойлов Павел Васильевич
Сапунов Николай Николаевич
Стриндберг Юхан Август
Судейкин Сергей Юрьевич
Тихомиров Иосафат Александрович
Чехов Антон Павлович
Чириков Евгений Николаевич

Адреса
Декабристов ул./Санкт-Петербург, д. 39
Итальянская ул./Санкт-Петербург, д. 19

Библиография
Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1898-1907. М., 1989
Громов П.П. Ранняя режиссура В.Э.Мейерхольда // Громов П.П. Написанное и ненаписанное. М., 1994, с. 13 - 117

Предметный указатель
"Пассаж", универмаг
Товарищество новой драмы
"Голубая роза", художественное объединение

Хронограф
1904 Основан театр В.Ф.Комиссаржевской