Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Мостовые

Мостовые


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Жилищно-коммунальное хозяйство

МОСТОВЫЕ, строились в СПб. с нач. 18 в. Первые М. были дощатые, в дальнейшем применялись разл. способы мощения: дощатое, булыжное, асфальтовое, торцовое, гранитное, металлич., щебневое и др. Существовало два типа профиля М.: выпуклый (для стока вод к тротуарам) и углубленный к середине (со стоком в сер. улицы). Первая булыжная М. появилась на Березовом (Городском) о. в 1710, к 1910 их общая пл. составила 1,7 млн сажен2. В 1917 булыжное покрытие имело 93% улиц (на ул. Рылеева, в пер. Гривцова и в ряде др. мест оно сохранялось до 1970-х гг.). Первое асфальтовое покрытие сделано в 1838 возле Исаакиевского собора и на Полицейском мосту, однако оно оказалось недолговечным и в дальнейшем почти не применялось. В 1876 Т-во асфальтовых дорог заасфальтировало наб. р. Фонтанки, М. Садовую, М. Морскую, Конюшенную и ряд др. улиц, однако асфальт был неудобен для лошадей. Сплошное асфальтирование улиц началось в 1932. В 1820-х гг. началось мощение улиц дерев. торцевыми шашками (т. н. гурьевские М. - по имени изобретателя В. П. Гурьева). Торцовые М. были удобны и бесшумны, но недолговечны. Торцами мостили улицы до нач. 20 в. В 1916 в П. насчитывалось 16 торцовых М. (Невский просп., Адмиралтейская наб., Садовая ул., Караванная ул. и др.). С 1840-х гг. нек-рые улицы и площади мостили гранитными блоками - брусчаткой (наб. р. Фонтанки у Аничкова моста, Мариинская пл., участок возле Гл. штаба, Литейный просп. и др.). Чугунное покрытие было чисто декоративным (чугунные "клетки" возле Мраморного дворца, нач. 1900-х гг.). В 1911-12 участок Невского просп. возле Казанского собора был покрыт жел. листами. Щебнем покрывали "шоссе" - протяженные гор. проспекты, загородные дороги (часть Б. Сампсониевского просп., дороги в Петровском парке, Шувалове, Ст. Парголовская дорога и др.). В 1860-х гг. началось мощение диабазовыми шашками. Эти М. были долговечными, но дорогими. Диабазовое покрытие в СПб.-Л. применялось до 1970-х гг. В нач. 18 - нач. 20 вв. обязанность мощения улиц возле домов была возложена на домовладельцев (обычно для этих работ нанимались строит. артели), они же должны были содержать прилегавшую М. в чистоте (этим занимались дворники). За чистотой М. в 18 - нач. 20 вв. следила полиция; после 1917 - гор. службы коммунального х-ва. В гололедицу М. нередко посыпали песком, весной скалывали лед, летом поливали водой. В 19 в. для очистки М. изобретены снегоуборочные, пескоструйные, поливальные и др. машины. К 2002 все улицы СПб. заасфальтированы. В нач. 1990-х гг. стали восстанавливать булыжные, диабазовые (возле Летнего сада и др.), гранитные (Дворцовая пл.) М. с целью возродить облик старого города.

Лит.: Бажанов А. И. История дорожного строительства в Санкт-Петербурге - Ленинграде. СПб., 1996; Светлов С. Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 г.). СПб., 1998. С. 46-48, 100-102; Платунов А. М. Так строился Петербург. 2-е изд., перераб. СПб., 2000.

Ю. Н. Кружнов.

Авторы
Кружнов Юрий Николаевич

Персоны
Гурьев Валерий Петрович

Адреса
Адмиралтейская наб./Санкт-Петербург
Б. Сампсониевский пр./Санкт-Петербург
Гривцова пер./Санкт-Петербург
Дворцовая пл./Санкт-Петербург
Караванная ул./Санкт-Петербург
Литейный пр./Санкт-Петербург
М. Конюшенная ул./Санкт-Петербург
М. Морская ул./Санкт-Петербург
М. Садовая ул./Санкт-Петербург
Невский пр./Санкт-Петербург
Рылеева ул./Санкт-Петербург
Садовая ул./Санкт-Петербург
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург

Библиография
Платунов А. М. Так строился Петербург. 2-е изд., перераб. СПб., 2000
Светлов С. Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 г.). СПб., 1998, С. 46-48, 100-102
Бажанов А. И. История дорожного строительства в Санкт-Петербурге - Ленинграде. СПб., 1996

Предметный указатель
Исаакиевский собор
Зеленый мост
Аничков мост
Главный штаб
Главный штаб военных поселений
Мраморный дворец
Казанский собор

Хронограф
1710 Построена первая булыжная мостовая
1838 Произведено первый опыт асфальтирования тротуаров и мостовых