Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Такси

Такси


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Транспорт/Городской транспорт

ТАКСИ (от англ. tax - налог, плата), автомобили, развозящие пассажиров за плату. Частные "таксомоторы" появились в СПб. осенью 1908, тогда же возникли акц. об-ва, занявшиеся автоизвозом. Цены были свободные (до 5 руб. в час). Стоянка Т. находилась у Бол. Гостиного двора. В 1909 учреждено об-во "С.-Петерб. таксомотор", установлена такса за проезд (40 коп. верста). Т. имели желтую полосу на дверце (отличит. цвет петерб. извозчиков с 18 в.) и надпись "такси", шоферы - спец. форму одежды. К 1909 все машины Т. были снабжены счетчиками. К 1910 в СПб. - св. 200 таксомоторов, к 1911 - св. 400. В 1914 большинство Т. перешло в ведение Рос. таксомоторного автомоб. объединения (контора на Б. Конюшенной ул., 17). После окт. 1917 Т. исчезли с улиц города и вновь появились в 1929: летом того же года на улицы вышли 83 машины "Форд" с отличит. "шашечками" на бамперах (с нач. 1930-х гг. - на дверце). Т. работали с 17 ч, для них были созданы уличные стоянки. Первый таксомоторный парк открыт в 1930 на Б. Посадской ул., 17. К 1940 число машин (марки "Форд" и ГАЗ) достигло 500. В 1947 утвержден новый знак Т. - светящийся зеленый огонек (бытовое назв. "сонька"), означавший, что Т. свободно. В 1950-х гг. начала работать служба вызова Т. по телефону. В нач. 1950-х гг. парк Т. составляли автомобили "Победа" и ЗИС-110, с кон. 1950-х гг. - ЗИМ, "Москвич", "Волга". С 1970-х гг. в основе парка Т. - автомобили "Волга". В нач. 1960-х гг. в машинах установлены рации для связи шофера с диспетчером. В сер. 1960-х гг. создан парк грузовых Т. (обслуживался автомобилями ГАЗ-53; ликвидирован в нач. 1990-х гг.) с уличными стоянками, в осн. у вокзалов. В сер. 1960-х гг. появились маршрутные Т. (микроавтобусы РАФ) с твердой оплатой по маршруту. В 1990 в Л. было 6 таксопарков с проектной вместимостью 4,5 тыс. машин. После 1991 б. ч. парков Т. приватизирована. К 2003 в СПб. 2 гос. таксомоторных пр-тия и 5 акц. об-в, занимающихся частным извозом (ОАО "Пасс. перевозки", ул. Седова, 35 и др.). Большое развитие после 1991 получили маршрутные Т. (в 2003 св. 1200 машин обслуживают 460 маршрутов).

Лит.: Самойлович Г. Л. Справочник водителя легкового такси. Л., 1986; Справочник маршрутного транспорта. СПб., 2003.

Ю. Н. Кружнов.

Авторы
Кружнов Юрий Николаевич

Библиография
Справочник маршрутного транспорта. СПб., 2003
Самойлович Г. Л. Справочник водителя легкового такси. Л., 1986

Предметный указатель
Большой гостиный двор
Маршрутные такси
"Пассажирские перевозки", ОАО
Таксомоторное автомобильное объединение, Российское
Таксомоторный парк

Хронограф
1908 На улицах города появилсь «таксомоторы»


Городской транспорт

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, трансп. средства для внутригор. перевозок грузов и пассажиров, а также транспорт, осуществляющий работы по благоустройству города. По назначению Г. т. подразделяется на пасс., грузовой и специальный. Первыми видами Г. т. в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга