Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Обновленцы

Обновленцы


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Религия. Церковь/Конфессии

ОБНОВЛЕНЦЫ, участники реформаторского движения в Рус. правосл. церкви. В 1905 в СПб. возник "кружок 32-х священников", члены к-рого поставили вопрос о церк. преобразованиях. Причиной возникновения движения стал кризис церкви, постепенно нараставший с нач. 18 в., и стремление приспособить ее к реалиям 20 в. После Февр. рев-ции 1917 в П. создан "Всерос. союз демокр. правосл. духовенства и мирян", проводивший идеи О. Окончательно движение О. оформилось в мае 1922 после ареста патриарха Тихона и его вынужденного отказа от руководства церковью. С помощью сов. органов О. сформировали Высшее церк. управление, захватили власть в Рус. правосл. церкви и правили свыше года. Этот "переворот" был организован ГПУ и руководством РКП(б), в частности, Л. Д. Троцким. Во главе О. стояли в осн. петрогр. священники: А. Введенский, В. Красницкий, А. Боярский, Е. Белков и др. Перед своим арестом 28.5.1922 Петрогр. митрополит Вениамин отлучил О. от церкви как раскольников. О. выступали за упрощение богослужения, переход с церк.-слав. на рус. яз., новый стиль, женатый епископат, второбрачие клириков, закрытие монастырей, обновление религ. морали и т. д. Осенью 1922 О. разделились на неск. групп. В П. мн. верующие отвергли О. и образовали "Петрогр. автокефалию". После ее разгрома ГПУ в февр. 1923 О. захватили ок. 120 из 130 церквей города. В апр. - мае 1923 О. провели в Москве свой Всерос. Поместный собор, лишив на нем патриарха Тихона сана и монашества. Однако после освобождения патриарха 27.6.1923 влияние О. резко упало. В кон. 1920-х гг. в Л. у них оставалось ок. 20 церквей и не более 10 тыс. прихожан. Приходы обновленч. епархии входили в благочиния и подчинялись Ленингр. епарх. управлению, к-рое возглавляли: епископ Николай (Соболев), 26.6.1922 - апр.1923; митрополит Артемий (Ильинский), апр. - окт. 1923; митрополит Вениамин (Муратовский), 8.1.1924 - 19.5.1927; митрополит Серафим (Руженцев), июнь 1927 - 5.9.1934; митрополит Николай (Платонов), 5.9.1934 - 4.4.1938; протопресвитер Алексий Абакумов, апр. 1938 - 19.12.1941; епископ Сергий (Румянцев), 18.4.1943 - 24.7.1944. Епарх. управление О. в 1922-26 находилось в Александро-Невской лавре, в 1927-38 - на 6-й линии В. О., 11, в 1938-44 - в Спасо-Преображенском соборе. В 1938 Ленингр. обновленч. митрополит Николай (Платонов) отрекся от веры и снял сан. В 1942-44 последние три ленингр. обновленч. церкви перешли в Моск. патриархию. Движение О. прекратило существование в 1946 после смерти его первоиерарха митрополита Александра Введенского.

Лит.: Титлинов Б. В. Новая церковь. Пг.; М., 1923; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. Казань, 1970; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999.

М. В. Шкаровский.

Авторы
Шкаровский Михаил Витальевич

Персоны
Алексий (Абакумов Алексий Григорьевич)
Артемий (Александр Матвеевич Ильинский), архиепископ
Белков Евгений Христофорович
Боярский Александр Иванович, митрополит
Введенский Александр Иванович
Вениамин (Муратовский Василий Антонович), архиепископ
Красницкий Владимир Дмитриевич
Николай (Николай Васильевич Соболев), архиепископ
Николай (Платонов), обновленческий митрополит
Серафим (Сергей Семенович Руженцев), митрополит
Сергий (Сергей Владимирович Румянцев), епископ
Тихон (Василий Иванович Белавин), патриарх
Троцкий (наст. фам. Бронштейн) Лев Давидович

Адреса
6-я линия В.О./Санкт-Петербург, д. 11

Библиография
Титлинов Б. В. Новая церковь. Пг.; М., 1923
Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. Казань, 1970
Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999

Предметный указатель
Александро-Невская лавра
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЛАВРА
Спасо-Преображенский собор
Собор ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ всей гвардии



Вениамин (Казанский) сщмч (1874-1922), митрополит Петроградский и Гдовский 1917-1922

ВЕНИАМИН (в миру Василий Павлович Казанский) (1873-1922, ж.-д. ст. Пороховые под П.), церк. деятель. В 1895 принял монашество с именем В. По окончании Петерб. духовной академии (1897) преподавал в Рижской духовной семинарии
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Захарии и Елизаветы церковь

ЗАХАРИИ И ЕЛИЗАВЕТЫ ЦЕРКОВЬ при Кавалергардском полку (Захарьевская ул., 22), пам. архитектуры. Первая кам. церковь выстроена на этом месте в 1752-53 для персонала придворной канцелярии. С 1803 полковой храм Кавалергардского полка
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ в Александро-Невской Свято-Троицкой лавре

В центре всего ансамбля высится монастырский собор. Его место было определено уже первоначальным проектом Д. Трезини, хотя автором первого здания был не он, а арх. Т. Швертфегер
Источник: Святыни Петербурга

Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)

Как и положено главному храму, Исаакиевский собор стоит в самом центре города. По размерам он самый крупный, лишь высотой (101,5 м) немного уступая шпилю Петропавловского собора
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ап. МАТФИЯ (Покровская)

9 августа 1704, в день св. апостола Матфия, русские войска взяли Нарву, у стен которой они недавно потерпели поражение от шведов. В память об этой победе 31 января 1720 на Петербургской стороне, где квартировал Белозерский пехотный полк
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ (Чернышевского пр., д. 3)

В этом храме хранилась одна из самых чтимых святынь Петербурга – исполненный на кипарисе список чудотворной иконы Божией Матери „Всех скорбящих радости“, находившейся в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке
Источник: Святыни Петербурга

Церковь вмч. ПАНТЕЛЕИМОНА ЦЕЛИТЕЛЯ

Желая приучить жителей столицы к воде и морскому делу, Петр I завел в 1718 в истоке Фонтанки, против Летнего сада, партикулярную верфь, где строились мелкие суда для частных лиц. Одновременно для рабочих верфи была выстроена деревянная часовня вмч
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Все меньше горожан помнят, где стояла на Вознесенском проспекте красивая белая церковь с большим куполом и стройной колокольней – интересный памятник архитектуры XVIII века
Источник: Святыни Петербурга

Церковь правв. ЗАХАРИИ и ЕЛИЗАВЕТЫ при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Кавалергарды появились в 1724 как почетный эскорт Екатерины I, которая позже возглавила их в чине капитана. С той поры шефами полка всегда были Императрицы. При Елизавете Петровне кавалергарды образовали лейб-компанию
Источник: Святыни Петербурга

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Спасо-Сенновская)

Многие из горожан еще помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961, чтобы освободить место для новой станции метро
Источник: Святыни Петербурга

Часовня ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в Домике Петра Великого

К Троицкому собору была приписана часовня, размещавшаяся в Домике Петра I – его „первоначальном дворце“. Петр и солдаты выстроили домик всего за три дня, 24–26 мая 1703, и последующие пять лет царь жил в нем до постройки Зимнего и Летнего дворцов
Источник: Святыни Петербурга

Часовня ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря Московской епархии

Обратившись в Православие, монах-старообрядец Парфений в 1850 создал в 50 верстах юго-восточнее уездного города Богородска Московской губернии мужской монастырь, главной задачей которого было искоренение раскола в местном крае
Источник: Святыни Петербурга