Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / "Кирпичный стиль"

"Кирпичный стиль"


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

"КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ", принятое в искусствоведч. лит-ре название рационалистич. направления в архитектуре 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Представители "К. с." принципиально отказывались от штукатурной отделки, имитировавшей формы ист. стилей, оставляли открытой кирпичную кладку стен или применяли долговечную облицовку из керамич. плитки. При отделке фасадов использовался гл. обр. заграничный облицовочный кирпич, в осн. из Германии, выявлялись эффекты рельефной кладки, сочетания разных цветов, вводились детали из керамики и природного камня. Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в СПб. уже во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. (производств. и складские сооружения, казармы, иногда - парковые павильоны). Как самостоят. направление "К. с." формировался с сер. 19 в. в работах арх. П. И. Таманского (здание Арсенала на Кронверке), Г. А. Боссе (Немецкая реформатская церковь) и особенно Р. Б. Бернгарда (Гл. газовый з-д, наб. Обводного кан., 74, 1858-62; Евангелич. жен. б-ца, Лиговский просп., 2-4, 1870-71, совм. с О. Г. Гиппиусом). Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве арх. В. А. Шретера и И. С. Китнера; их программные работы - жил. дом и ф-ка А. И. Ниссена с 1872-73, наб. р. Фонтанки, 183) и дом В. Ф. Штрауса (1873-74, 2-я линия В. О., 9) - оказали значит. влияние на современников. Яркими образцами "К. с." являются собств. дома В. А. Шретера (наб. р. Мойки, 114 и 112, 1890-91 и 1897-99), дом П. Я. Бекеля (2-я линия В. О., 23, 1881-83, арх. Ф. К. Пуншель), дом Г. Г. Елисеева (наб. р. Фонтанки, 64, 1889-90, арх. Г. В. Барановский), комплекс тюрьмы "Кресты" и др. Широчайшее распространение "К. с." получил в промышленной архитектуре. Нек-рые приемы "К. с." применяли мастера "рус. стиля" кон. 19 в. (арх. А. А. Парланд, Вас. А. Косяков - см. в ст. Косяковы, Н. Н. Никонов и др.) Ярким представителем "К. с." был арх. К. К. Шмидт, в его постройках - особняке В. В. Тиса (Съезжинская ул., 3, 1897-98), Александринском жен. приюте (Большой просп. В. О., 49-51, 1897-99), собств. доме (Херсонская ул., 13) и доме Г. А. Шульце (ныне ул. Куйбышева, 22, оба - 1901-02) - прослеживается переход от стилизации мотивов ср.-век. архитектуры к модерну. В нач. 20 в. облицовочный кирпич (в осн. светло-серого тона) стал одним из наиб. популярных материалов, его часто применяли арх. Р. Ф. Мельцер, А. И. фон Гоген, А. С. Хренов и мн. др. В этот период "К. с." трансформировался в один из вариантов рационалистич. модерна.

Лит.: Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX в. Л., 1981; Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002.

Б. М. Кириков.

Авторы
Кириков Борис Михайлович

Персоны
Барановский Гавриил Васильевич
Бекель П.Я.
Бернгард Рудольф Богданович
Боссе Г.А. (см. Боссе Ю.А.)
Гиппиус Отто Густавович
Гоген Александр Иванович фон
Елисеев Григорий Григорьевич
Китнер Иероним Севастьянович
Косяков Василий Антонович
Мельцер Роман (Роберт-Фридрих) Федорович
Никонов Николай Никитич
Ниссен Андрей Иванович
Парланд Альфред Александрович
Пуншель Федор Карлович
Таманский Петр Иванович
Тис В.В.
Хренов Александр Сергеевич
Шмидт Карл Карлович
Шретер Виктор Александрович
Штраус В.Ф.
Шульце Г.А.

Адреса
2-я линия В.О./Санкт-Петербург, д. 9
2-я линия В.О./Санкт-Петербург, д. 23
Большой пр. В. О./Санкт-Петербург, д. 51
Большой пр. В. О./Санкт-Петербург, д. 49
Куйбышева ул./Санкт-Петербург, д. 22
Лиговский пр./Санкт-Петербург, д. 4
Лиговский пр./Санкт-Петербург, д. 2
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 112
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 114
Обводного кан. наб./Санкт-Петербург, д. 74
Съезжинская ул./Санкт-Петербург, д. 3
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 183
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 64
Херсонская ул./Санкт-Петербург, д. 13

Предметный указатель
Немецкая реформатская церковь
Немецкая реформатская церковь
Евангелическая женская больница
"Кресты", тюрьма


Архитектурные стили (общая статья)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Бернгард Р.Б. (1819-1887), арх.

БЕРНГАРД Рудольф Богданович (1819-1887), архитектор, представитель эклектики, инженер-строитель, педагог. В 1839-43 учился в Академии художеств у К. А. Тона. Служил в 1-м округе путей сообщения и публ. зданий (1846-65). Архитектор Петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Китнер И.С., (1839-1929), арх.

КИТНЕР Иероним Севастьянович (1839, СПб. - 1929), архитектор, акад. архитектуры (1867), поч. ч. АХ (1911). Окончил Строит. уч-ще (1859), работал в мастерской арх. А. И. Штакеншнейдера, завершал образование в Европе (1861-65). Преподавал в Строит
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Шретер В.А., (1839-1901), арх.

ШРЕТЕР Виктор Александрович (1839-1901), архитектор, педагог, предст. переходного рационалистич. стиля от эклектики к модерну. В 1856-58 учился в АХ у Л. Л. Бонштедта, в 1858-61 - в Берлинской строит. академии. С 1864 акад., с 1892 проф. АХ. Ред
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга