Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Барокко

Барокко


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

БАРОККО, худож. стиль, формы к-рого генетически связаны с иск-вом поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декорат. мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья). Иск-ву Б. свойственны патетич. экспрессия движений, сложность ракурсов, колористич. насыщенность, сильные эффекты светотени и демонстративное нарушение симметрии в наиболее выразит. фрагментах, повсеместное применение криволинейных очертаний и сложной орнаментики. В СПб. стиль Б. утвердился не сразу: для иск-ва 1700-30-х гг. характерны регулярность, строгая геометрич. определенность и соблюдение симметрии, а также скромность декора (постройки арх. Д. Трезини, Н. Микетти, И. Г. Браунштейна, М. Г. Земцова, сады Д. Брокета, настенные рельефы Н. Пино). Наиболее выдающимся представителем зрелого рус. Б. 1740-50-х гг. был Ф. Растрелли. В произведениях арх. С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского, А. Ринальди, А. Ф. Кокоринова уже в заметной мере обозначились классицистич. черты. Активное использование прототипов Б. ярко проявлялось в петерб. архитектуре 1840-1910-х гг. и вновь как тенденция - в сер. 20 в.

Лит.: Гуляницкий Н. Ф. Градостроительные особенности Петербурга и черты русской архитектуры середины ХVIII в. // Архитектурное наследство. Л.; М., 1979. № 27. С. 12-21; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994; Власов В. Г. Архитектура "петровского барокко": Эпоха. Стили. Мастера. СПб., 1996; Каганов Г. З. Петербург в контексте барокко. СПб., 2001.

А. В. Бурдяло.

Авторы
Бурдяло Алексей Викторович

Персоны
Браунштейн Иоганн-Фридрих
Брокет Д.
Грабарь Игорь Эммануилович
Земцов Михаил Григорьевич
Кокоринов Александр Филиппович
Курбатов Владимир Яковлевич
Микетти Никколо
Петр I, император
Пино Николя
Растрелли Франческо де
Ринальди Антонио
Трезини Доменико
Ухтомский Дмитрий Васильевич
Чевакинский Савва Иванович

Библиография
Каганов Г. З. Петербург в контексте барокко. СПб., 2001
Власов В. Г. Архитектура "петровского барокко": Эпоха. Стили. Мастера. СПб., 1996
Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994
Гуляницкий Н. Ф. Градостроительные особенности Петербурга и черты русской архитектуры середины ХVIII в. // Архитектурное наследство. Л.; М., 1979, № 27. С. 12-21


Архитектурные стили (общая статья)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Благовещенская усыпальница

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА, старейший каменный храм-памятник СПб., входит в ансамбль Александро-Невской лавры. Построен в 1717-25 в стиле петровского барокко (арх. Д. Трезини, Х. Конрад и Т
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Благовещенская церковь (8-я линия В.О.)

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Благовещения Пресвятой Богородицы (8-я линия В. О., 67), пам. архитектуры барокко. Кам. 2-этажная церковь сооружена в 1750-72 на средства купцов И. С. и И. И. Чиркиных (арх. неизв.)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Владимирская церковь

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Владимирской Божией Матери (Владимирский просп., 20), пам. архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму. Построена на "торговой пл." в 1761-69, предположительно, по плану арх. П. А. Трезини на месте одноим. дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Вознесения Господня церковь

ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (Вознесенский просп., 34-а), пам. архитектуры. Сооружена в 1755-69 (арх. А. Ф. Вист и А. Ринальди) в стиле, переходном от барокко к классицизму, на месте одноим. дерев. храма (1728-29, арх. И. К
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Воскресения Словущего собор

ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО СОБОР, Воскресенский собор, Смольный собор, Собор всех учебных заведений (пл. Растрелли, 1), пам. архитектуры барокко. Возведен в 1748-57 как соборный храм Смольного мон. (арх. Ф. Растрелли), в 1762 начата отделка (арх. Ю. М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Екатерины св. костел

ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ КОСТЕЛ (Невский просп., между домами 32 и 34), пам. архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Захарии и Елизаветы церковь

ЗАХАРИИ И ЕЛИЗАВЕТЫ ЦЕРКОВЬ при Кавалергардском полку (Захарьевская ул., 22), пам. архитектуры. Первая кам. церковь выстроена на этом месте в 1752-53 для персонала придворной канцелярии. С 1803 полковой храм Кавалергардского полка
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Знаменская церковь в Царском Селе

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Царском Селе (г. Пушкин, Садовая ул., 2-а), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1734-36 (арх. М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка) близ Екатерининского дворца на месте сгоревшей дерев. Благовещенской ц
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Исаакиевский собор

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (Исаакиевская пл., 1), пам. архитектуры позднего классицизма, самый большой храм СПб. Первый дерев. храм, стоявший примерно на месте "Медного всадника", освящен в 1707 в честь преподобного Исаакия Далматского
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Католическая церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ

Будучи „окном в Европу“, Петербург уже в 1706 имел католический приход, которому садовник Питер ван дер Гар завещал участок в Греческой слободе, близ Главной аптеки (ныне Аптекарский переулок, 3), в т. н. „финских шхерах“
Источник: Святыни Петербурга

Квасов Ан.В., арх.

КВАСОВ Андрей Васильевич (ок. 1718, СПб. - после 1777), архитектор, мастер барокко. Брат Алексея В. Квасова. Учился в Канцелярии от строений у арх. М. Г. Земцова
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Князь-Владимирский собор

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР, собор Св. равноапостольного князя Владимира (просп. Добролюбова, ул. Блохина, 26), пам. архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Расположен на "Мокрушах" (низком, затоплявшемся при наводнениях месте)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Крестовоздвиженская церковь

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Лиговский просп., 128), пам. архитектуры. Возведена в 1747-49 в стиле барокко (арх. И. Я. Шумахер) на месте дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лаваль дом

ЛАВАЛЬ ДОМ (Английская наб., 4), пам. архитектуры ампира. Первый кам. дом выстроен на этом месте в 1719, в сер. 1730-х гг. он был перестроен в стиле барокко для графа А. И. Остермана, а в 1791-93 расширен и перепланирован для барона Г. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Никольский морской собор

НИКОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР, Николо-Богоявленский собор (Никольская пл., 1-3), пам. архитектуры барокко. Построен в 1753-62 (арх. С. И. Чевакинский) на мор. полковом дворе на месте дерев. храма, вмещает 5 тыс. чел
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Пантелеимоновская церковь

ПАНТЕЛЕИМОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Св. великомученика Пантелеимона Целителя (ул. Пестеля, 2-а / Соляной пер., 17), пам. архитектуры, освящена во имя св. Пантелеимона, в праздник к-рого (27 июля ст. ст.) рос. флот нанес поражения швед
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Петропавловский собор

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Петропавловской крепости, пам. архитектуры петровского барокко. Возведен в 1712-33 (арх. Д. Трезини) на месте одноим. дерев. церкви (1703-04). До 1859 - кафедральный
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Сампсониевский собор

САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР, (Собор преподобного Сампсония Странноприимца) (Б. Сампсониевский просп., 41), пам. архитектуры, один из старейших храмов СПб. Возведен в 1728-40 в стиле "аннинского барокко" на месте дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Симеона и Анны церковь

СИМЕОНА И АННЫ ЦЕРКОВЬ (ц. Святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) (Моховая ул., 46), пам. архитектуры, один из старейших храмов СПб. Построена в 1731-34 (арх. М. Г
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор апп. ПЕТРА и ПАВЛА (Придворный)

Увенчанный фигурой ангела, горящий золотом высокий (122 м) шпиль собора – один из символов Санкт-Петербурга. Его видно издали и со многих улиц. От стоящего на невском островке собора пошло название возникшей одновременно с ним крепости
Источник: Святыни Петербурга

Собор ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО всех учебных заведений (Смольный)

Сей величественный, устремленный ввысь собор – одно из самых совершенных творений знаменитого Б. Растрелли, шедевр русского барокко. Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного
Источник: Святыни Петербурга

Собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Морской Николо-Богоявленский)

Бело-голубой с золочеными куполами собор и его стройная колокольня на берегу Крюкова канала – один из лучших памятников барокко в Петербурге. Сейчас его интерьер – уникален, ибо иные примеры этого стиля в городе почти все уничтожены
Источник: Святыни Петербурга

Троекурова палаты

ТРОЕКУРОВА ПАЛАТЫ (6-я линия В. О., 13), пам. архитектуры петровского барокко. Построен в 1-й трети 18 в. для стольника Петра I - А. И. Троекурова. 1-этажный, в 9 окон по фасаду, "на погребах" и с мезонином. Несмотря на позднейшие перестройки, осн
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Троицкая церковь в Красном Селе

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ в Красном Селе (просп. Ленина, 108), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1733-35 (арх. И. Я. Бланк). К одноглавому осн. объему примыкают трапезная и одноярусная колокольня. В 1738 пристроен левый придел. До 1830-х гг
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Успенская церковь (Спасо-Сенновская)

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Успения Пресвятой Богородицы (нар. назв. - ц. Спаса на Сенной) (Сенная пл.), первая дерев. ц. Спаса Происхождения Честных Древ была перенесена в 1753 на Сенную пл. с Выборгской стороны. Тогда же по соседству заложена кам. У. ц
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (на Васильевском острове)

Высокая пятикупольная церковь с трехъярусной колокольней несколько необычна для петербургской архитектуры и своим внешним видом похожа на московские храмы в стиле барокко. Автор ее до сих пор не определен
Источник: Святыни Петербурга

Церковь правв. ЗАХАРИИ и ЕЛИЗАВЕТЫ при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Кавалергарды появились в 1724 как почетный эскорт Екатерины I, которая позже возглавила их в чине капитана. С той поры шефами полка всегда были Императрицы. При Елизавете Петровне кавалергарды образовали лейб-компанию
Источник: Святыни Петербурга