Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Балтийский судомеханический завод

Балтийский судомеханический завод


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Экономика/Промышленность

БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД (Косая линия, 16), открытое акц. об-во, одно из крупнейших судостроит. и маш.-строит. пр-тий России. Осн в 1856 купцом М. Е. Карром и инженером М. Л. Макферсоном. В 1874 з-д стал собственностью акц. об-ва, с 1895 находился в ведении Мор. мин-ва. На пр-тии строились воен. корабли, мн. из к-рых стали вехой в истории рос. флота: канонерская лодка "Опыт" - первый в стране железный корабль с броневой защитой (1861), "Адмирал Нахимов" - в свое время сильнейший в мире броненосный крейсер (1884-87), линкоры "Севастополь" и "Петропавловск" - мощные плавучие крепости (1909-14). В 1901 з-д приступил к систематич. стр-ву подводных лодок (первые попытки предпринимались в 1864-66); в 1906 организован спец. отдел подводного плавания. За 1861-1917 на Б. з. построено св. 90 кораблей - мониторы, броненосцы, крейсеры, линкоры и др. В 1912 создан воздухоплават. отдел для ремонта и стр-ва дирижаблей. Важное место в деятельности з-да занимало маш-ние, прежде всего - произ-во судовых машин и механизмов, паровых котлов, электродвигателей. В 1-ю мир. войну 1914-18 пр-тие занималось достройкой ранее заложенных кораблей, выпуском боеприпасов, ремонтом судов, паровозов, вагонов. После окт. 1917 наряду с воен. кораблями з-д строил суда хоз. назначения. В 1925 построен 1-й сов. лесовоз. В Вел. Отеч. войну 1941-45 на з-де ремонтировались корабли, строились тральщики, переоборудовались шаланды в канонерские лодки. В послевоен. годы Б. з. строил воен. корабли с ядерными энергетич. установками (в 1980-х гг. - серию атомных ракетных крейсеров). В 1997 в строй вступил крейсер "Петр Великий" - самый мощный ракетный корабль рос. флота. В 1970-90 со стапелей з-да сошли 7 атомных ледоколов, а также лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, танкеры (в т.ч. хим.), н.-и. суда, среди к-рых - "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин", предназначенные для поддержки пилотируемых космич. полетов. Ныне Б. з. - один из крупнейших экспортеров вооружений. Перспективы его связаны также со стр-вом морозильных траулеров, участием в проекте создания серии плавучих электростанций для Крайнего Севера и Д. Востока, произ-вом плавучих опреснит. комплексов и нефтеперерабатывающих судов.

Лит.: Кузнецов К. А., Лившиц Л. З., Плясунов В. И. Балтийский судостроительный: Очерк истории Балт. судостр. з-да им. С. Орджоникидзе. Л., 1970; История Балтийского завода, 1856-1925: В 2 т. / Под общ. ред. О. Б. Шуляковского. СПб., 2003. Т. 1.

В. С. Соломко.

Авторы
Соломко Валентина Степановна

Персоны
Гагарин Юрий Алексеевич
Карр Матиас
Комаров Владимир Михайлович
Макферсон Марк Львович
Нахимов Павел Степанович
Петр I, император

Адреса
Косая линия/Санкт-Петербург, д. 16

Библиография
Кузнецов К. А., Лившиц Л. З., Плясунов В. И. Балтийский судостроительный: Очерк истории Балт. судостр. з-да им. С. Орджоникидзе. Л., 1970
История Балтийского завода: В 2 т. / Под общ. ред. О.Б. Шуляковского. СПб., 2003, Т. 1

Предметный указатель
Морское министерство

Хронограф
1856 Основан завод М.Л.Макферсона и М.Е.Карра (ныне – ОАО «Балтийский судостроительный завод»)