Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Персоны / Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) музыкант
Даргомыжский А.С., (1813-1869), композитор

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Алчевский И.А. (1876-1917), певец

АЛЧЕВСКИЙ Иван Алексеевич (1876-1917), оперный певец, (лирико-драм. тенор). Пению обучался под рук. старшего брата Г. А. Алчевского. В 1896-1901 учился на естеств. ф-те Харьковского ун-та. В 1901-05 в Мариинском театре, где спел св. 20 партий
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Глинка М.И., (1804-1857), композитор

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Головин А.Я., (1863-1930), художник

ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863-1930, Детское Село), театр. художник и живописец, д. ч. АХ (1912), нар. артист РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-89) и частных школах Парижа. Чл. объединения "Мир искусства" (с 1902) и Союза рос
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Даргомыжскому А.С., мемориальная доска

«Александр Сергеевич Даргомыжский род. въ Тульской губ. 2 Фев. 1813 года † въ этом доме 5 Янв. 1869 г. От Музыкально-историческаго о-ва имени графа А.Д. Шереметева. Установлена в 1911 г. Возобновлена в 1957 г.» 1911 – первоначально установлена
Источник: Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник

Итальянская опера

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА, существовала в СПб. в 1733-1914 (с перерывами) как итал. муз. театр на итал. яз. и как итал. оперы, исполняемые рус. труппами на рус. яз. (с 1781 до наших дней). В 1-й пол. 18 в. И. о. была частью светских форм культа монарха. Рос
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Каплан Э.И. (1895-1961), режиссер

КАПЛАН Эммануил Иосифович (1895, СПб. - 1961, Л.), певец (тенор), режиссер и педагог. Окончил архит. ф-т АХ (1925) и вокальный ф-т петрогр. Консерватории у Г. А. Боссе (1923). С 1920 солист Мариинского театра и Малого оперного театра
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Карамзиной салон

КАРАМЗИНОЙ САЛОН, салон вдовы историка Н. М. Карамзина - Екатерины Андреевны Карамзиной (1780-1851) и его дочери от 1-го брака Софьи Николаевны Карамзиной (1802-1856)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Касторский В.И., (1871-1948), певец

КАСТОРСКИЙ Владимир Иванович (1871 - 1948, Л.), артист оперы (бас), камерный певец, педагог, засл. артист РСФСР (1934), засл. деят. иск-в РСФСР (1939). С дет. лет пел в церк. хорах. Окончил Костромскую духовную семинарию. В 1892 переехал в CПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Кольцов А.В. (1809-1842), поэт

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (1809-1842), поэт. Окончил 1 класс Воронежского уездного уч-ща. В СПб. впервые приехал в 1836. Затем бывал здесь в 1838 и 1840 (жил у В. Г. Белинского, Малый просп. В. О., 15). Вошел в лит. круги по рекомендации Н. В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Леонова Д.М., (1829-1896), певица

ЛЕОНОВА (по первому мужу Гильдемейстер) Дарья Михайловна (1829, по др. сведениям, 1834-1896, СПб.), артистка оперы (контральто), драмы, камерная певица и педагог. С 1839 в СПб. С 1849 училась в Петерб. театр. уч-ще (класс пения Н. Ф. Вителяро)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мариинский театр

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, гос. академич. театр оперы и балета (Театральная пл. 1), ведет свою историю от созданной в 1783 придворной рус. труппы "не для одних комедий и трагедий, но и для оперы". К этому времени придворному ведомству принадлежали итал
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мемориальные доски

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ. Памятные надписи на камне и металле начали появляться в СПб. еще в 18 в. На спусках к Неве у Дворцовой наб. в 1764-67 были вырублены даты их постройки; на Нарышкином (1780)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Меценатство

МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Музыкальные салоны

МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мусоргский М.П., (1839-1881), композитор

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881, СПб.), композитор. В СПб. с 1849, учился в Петершуле, в 1852-56 в Школе гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров (ныне Лермонтовский просп. 54), по окончании зачислен в л.-гв
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Направник Э.Ф., (1839-1916), композитор

НАПРАВНИК Эдуард Францевич (1839-1916, П.), дирижер, композитор, муз. деятель. По происхождению чех. Учился в Праге в органной школе и у дир. консерватории И.-Ф. Киттля. В СПб. с 1861: по приглашению князя Н. Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Некрополь мастеров искусств

НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ (в 1823-76 Новое Лазаревское кладбище, в 1876-1937 Тихвинское кладбище), музейный парк-некрополь, с 1937 в составе Городской скульптуры музея. Пл. 1,2 га. Кладбище создано в 1823, названо по соседнему Лазаревскому кладб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Нотоиздательское дело

НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. В 18 - 1-й пол. 19 в. печатные ноты были дороже переписанных от руки, первонач. их издавали по особым случаям, позднее - рассчитывая на огранич. круг любителей
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович, князь

1 августа 1803 (Москва) – 27 февраля 1869 (там же) Писатель, философ, педагог, музыковед и общественный деятель. Последний представитель одной из старейших ветвей рода Рюриковичей; происходил от черниговского князя Михаила Всеволодовича
Источник: Благотворительность в России

Одоевского В.Ф. салон

ОДОЕВСКОГО САЛОН, лит.-муз. салон, существовавший в 1830-40-х гг. на квартире князя В. Ф. Одоевского: в Мошковом пер., 1 в 1826-39, на наб. р. Фонтанки, участок д. 37 в 1840-41, на Литейном просп., 36/2 в 1842-46
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЕРЕНАДЫ

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЕРЕНАДЫ («невская музыка», «невские серенады»), петербургская традиция летних водных прогулок с пением по Черной речке, Малой и Большой Невкам, Неве, Фонтанке. Первые известия о П. с. относятся к середине XVIII в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Петров О.А., (1807-1878), певец

ПЕТРОВ Осип Афанасьевич (1807-1878, СПб.), артист оперы (бас), оперетты и драмы, камерный певец и педагог. Муж А. Я. Петровой-Воробьевой. Муз. грамоте обучался у воен. капельмейстера Бехмана. С 1826 выступал в разл. провинц. труппах
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Петрова-Воробьева А.Я., (1817-1901), певица

ПЕТРОВА-ВОРОБЬЕВА (урожд. Воробьева) Анна Яковлевна (1817, СПб. - 1901, там же), артистка оперы (контральто), драмы и камерная певица. Жена О. А. Петрова. Окончила Театр. уч-ще (балетный класс Ш. Дидло, класс пения А. Сапиенцы и Г. Я
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Платонова Ю.Ф., (1841-1892), певица

ПЛАТОНОВА (урожд. Гардер; по мужу Тванева) Юлия Федоровна (1841-1892, СПб.), артистка оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица. Пению обучалась под рук. дир. Митавского. муз. об-ва Постеля
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Римский-Корсаков Н.А., (1844-1908), композитор

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908, усадьба Любенск близ Луги С.-Петерб. губ.), композитор, педагог, дирижер, муз.-обществ. деятель. В 1862 окончил Мор
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Санин А.А. (1869-1956), актер, режиссер

САНИН (наст. фам. Шенберг) Александр Акимович (1869-1956), актер и режиссер. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1895). С 1888 актер и реж. Об-ва иск-ва и лит-ры, в 1898-02 - МХТ. В СПб. в 1902-11. Актер и реж
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Стасов Дмитрий Васильевич (1828 -1918), юрист, обществ. деятель

СТАСОВ Дмитрий Васильевич (1828, СПб. – 1918, Пг.), юрист, общественный и музыкальный деятель. Сын архитектора В.П.Стасова. Окончил Училище правоведения (1847). Служил в Сенате, в 1861 уволен за содействие студенческому движению
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Театр музыкальной драмы

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ, работал в СПб. (П.) в 1912-19. Спектакли проходили в помещении Большого зала Консерватории. Основатель и худож. рук. И. М. Лапицкий. Т. м. д. - первый режиссерский оперный театр; ориентировался на театр. принципы К. С
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Театр оперы и балета С.-Петербургской консерватории

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА С.-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова государственный, в 1923-89 Оперная студия консерватории, с 1989-94 Муз. театр консерватории, открыт в 1923 для сценич
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Финдейзен Н.Ф., (1868-1928), музыкант

ФИНДЕЙЗЕН Николай Федорович (1868, СПб. - 1928), муз. критик, историк рус. музыки, муз. деятель. Окончил Коммерч. уч-ще, брал уроки муз. композиции у Н. А. Соколова (1890-92). Общался с молодежью из окружения В. В. Стасова, Н. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Цирк

ЦИРК. Возникновению Ц. в СПб. предшествовали традиц. рус. «забавы» и «потехи» с использованием дрессированных животных. В первые годы существования города в нем появились мастера «медвежьей потехи» («медвежьей комедии»): в представлениях участвовали
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Штраус И. (1825-1899), композитор

ШТРАУС (Strauв) Иоганн (сын) (1825-1899), австр. композитор, скрипач-дирижер. Крупнейший мастер венского вальса. После смерти отца (1849) гастролировал с концертно-танц. оркестром по Европе
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга