Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Персоны / Базен Петр Петрович (1786-1838) архитектор
Базен П.П.(Д.), (1786-1838) инж.-строитель

БАЗЕН (Bazaine) Петр Петрович (Пьер Доминик) (1786-1838), инженер-строитель, механик, математик, педагог, ч.-к. (1817) и поч. ч. (1827) Петерб. АН, ген.-лейтенант (1830). Выходец из Франции. С 1810 на рос. службе. В 1815-20 проф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Бумажный мост

БУМАЖНЫЙ МОСТ, через Бумажный кан., по Лифляндской ул. Дерев. мост здесь построен до 1795, в 1823 перестроен (инж. А. А. Бетанкур, Б. Клапейрон, П. П. Базен) в дерев. арочный 1-пролетный, в 1862 - в 3-пролетный с центр
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Воскресенский канал

ВОСКРЕСЕНСКИЙ КАНАЛ (Инженерная канавка), прорыт при стр-ве Михайловского замка в 1797-1800 вдоль его юж. фасада. Имел исток из р. Фонтанки, соединялся с прудами Михайловского сада и далее по кирпичной трубе впадал в р. Мойку. Дл. 210 м, шир
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ДАМБЫ

ДАМБЫ (от голландского dam – «запирать»), гидротехнические сооружения, представляющие собой валы из земли, дерева, камня, бетона, железобетона, металлоконструкций и других искусственных материалов. Д
Источник: Город и вода

Дворцовый мост

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ (в 1918-52 Республиканский, в честь Сов. республики), через Б. Неву, соединяет Дворцовый проезд. с Биржевой пл. Назван по Зимнему дворцу. Проект наплавного Д. м. ок. 1828 создал инж. П. П. Базен
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Демидов мост

ДЕМИДОВ МОСТ, через кан. Грибоедова, по трассе пер. Гривцова (быв. Демидов пер. - отсюда назв.). К 1776 здесь существовал дерев. свайный мост. В 1834-35 перестроен (инж. E. А. Адам, при участии П. П. Базена)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Елагины мосты

ЕЛАГИНЫ МОСТЫ, три моста на Елагином острове с пролетными строениями из металлич. балок на бетон. устоях и дерево-металлич. рамных быках. 1-й и 2-й Е. м. - через Ср. Невку, соединяют Елагин и Крестовский о-ва, 3-й - через Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Защитные сооружения

ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, гидротехн. комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского зал. для предотвращения нагонных наводнений. Первые проекты защиты СПб. от наводнений относятся к 18 в.: в проектах планировки СПб. арх. Д. Трезини и Ж. Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Инженерные мосты

ИНЖЕНЕРНЫЕ МОСТЫ, два моста в р-не Инженерного (Михайловского) замка (отсюда назв.). 1-й И. м. (быв. Летний) через р. Мойку, по наб. р. Фонтанки, между замком и Летним садом (отсюда прежнее назв.). Здесь в 1720-50-х гг. существовали дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Исаакиевский мост

ИСААКИЕВСКИЙ МОСТ, первый наплавной мост через Б. Неву, находился напротив совр. пл. Декабристов, соединял Адмиралтейский о. с Васильевским о. Впервые наведен на барках в 1727. С 1732 наводился ежегодно (в 1856-1912 на месте совр. Дворцового моста)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Казачий мост

КАЗАЧИЙ МОСТ, через р. Монастырку, на правой наб. Обводного кан. (назв. от соседних казарм л.-гв. Казачьего полка). Сооружен в 1833 (инж. П. П. Базен) как дерев. 4-пролетный ригельно-подкосный на устоях из бутового камня и быках в виде чугун. колонн
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Калинкины мосты

КАЛИНКИНЫ МОСТЫ (Калинкинские мосты), три моста в р-не существовавшей в 17-19 вв. в низовьях р. Фонтанки фин. д. Калыола, или Каллина (на рус. лад - Калинкина). Мало-К. м. через кан. Грибоедова на наб. р. Фонтанки, построен ок. 1783 (инж. И. Н
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Каменноостровский мост

КАМЕННООСТРОВСКИЙ МОСТ (в просторечии Бетанкуровский), через р. М. Невку, соединяет Аптекарский и Каменный о-ва по трассе Каменноостровского просп. В 1760 здесь был наведен 4-й в СПб. плашкоутный мост (арх. А. Вист)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Комитет для строений и гидравлических работ

КОМИТЕТ ДЛЯ СТРОЕНИЙ И ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РАБОТ, гос. учреждение, создано в мае 1816 по инициативе А. А. Бетанкура для рассмотрения проектов застройки, планировки и благоустройства СПб. К-т возглавляли: Бетанкур (до 1824), П. П. Базен (до 1834), А. Д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Крестовские мосты

КРЕСТОВСКИЕ МОСТЫ, два моста на Крестовском о. Мало-К. м., через р. Крестовку, по просп. Динамо, соединяет этот остров с Каменным о. Ок. 1817 здесь был наведен наплавной плашкоутный мост, ок. 1826-27 сооружен дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лебяжьи мосты

ЛЕБЯЖЬИ МОСТЫ, два моста через Лебяжий канал. Нижне-Л. м. (быв. 1-й Царицынский, по Царицыну лугу, см. Марсово поле), по наб. р. Мойки. Сооружен между 1720-33 как дерев. подъемный мост (мастер X. ван Болес); к 1760-м гг. заменен балочным
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Летний сад

ЛЕТНИЙ САД (Дворцовая наб.), памятник садово-паркового иск-ва 18-19 вв. Старейший гор. сад (пл. 11,7 га) в центр. части СПб., на левом берегу Невы, на о-ве, образуемом рр. Фонтанкой и Мойкой и Лебяжьим кан. Заложен в 1704 по повелению и первонач
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мельников П.П. (1804-1880), инж.

MEЛЬНИКОВ Павел Петрович (1804-1880, Любань, С.-Петерб. губ.), инженер, гос. деятель, инж.-генерал (1869), поч. ч. Петерб. АН (1858). Окончил Ин-т корпуса инженеров путей сообщения (1825), преподавал там же (с 1833 проф.) и с 1833 в Арт. уч-ще в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Молвинский мост

МОЛВИНСКИЙ МОСТ, через р. Таракановку, соединяет Лифляндскую ул. и ул. Калинина. Назв. от дачи купца Я. Н. Мольво (Молво). С кон. 18 в. здесь находился дерев. балочный мост, перестроенный в 1828 на дерев. 3-пролетный арочный мост на кирп
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Монастырский мост

МОНАСТЫРСКИЙ МОСТ (быв. Благовещенский), через р. Монастырку (отсюда назв.), по просп. Обуховской Обороны. В 1833 выше существовавшего ранее дерев. моста построен 1-пролетный дерев. арочный мост на устоях, облицованных известняком и гранитом (инж. П
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мосты

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Набережные

НАБЕРЕЖНЫЕ, инж. сооружения по берегам водотоков, строились в СПб. с нач. 18 в. с целью укрепления берегов и осушения терр. Первые дерев. Н. появились на Городском о., затем на левом берегу р. Невы, между Гл. Адмиралтейством и Летним садом
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

НАВОДНЕНИЯ

НАВОДНЕНИЯ, стихийное бедствие, представляющее собой резкий подъем воды в дельте р Нева. Н. приводят к затоплению части СПб., прилегающей к Невской губе, Б. Неве и каналам на западе города
Источник: Город и вода

Ново-Каменный мост

НОВО-КАМЕННЫЙ МОСТ (Водопроводный; Ямской, по Ямской слободе; Б. Каретный, Гранитный), через Обводный кан., на Лиговском просп. Построен в 1817-21 (инж. П. П. Базен) на месте существовавшего здесь в 1805-11 дерев. акведука (инж. Ф. И. Герард)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ново-Кирпичный мост

НОВО-КИРПИЧНЫЙ МОСТ (до 1908 Кирпичный), через р. Волковку, по левобережной наб. Обводного кан. Дерев. 3-пролетный мост на кирп. устоях и быках в виде чугунных колонн построен в 1833 (инж. П. П. Базен). В 1908 в связи с сооружением ж.-д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, соединяет р. Неву выше Александро-Невской лавры и р. Екатерингофку. В О. к. впадают рр. Монастырка и Волковка. Длина – 8,08 км, наиб. ширина – 64 м, наиб. глубина – 3,8 м. Средний расход воды – 15,0 куб. м/с
Источник: Город и вода

Обводный канал

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, от р. Невы в р-не Александро-Невской лавры до р. Екатерингофки (дл. 8,08 км, шир. 21,3 м, в вост. части до 42,6 м). В О. к. впадают реки Монастырка (справа) и Волковка (слева). О. к. с оборонит
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Ограды (общая статья)

ОГРАДЫ. В СПб. имеется ряд уникальных металлич. О., созданных на протяжении трех веков. Для стиля барокко характерны кованые О. из прутьев с накладными (иногда позолоч.) декорат. фигурами из полосного железа (ограда Екатерининского дворца по рис. Ф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Промышленная архитектура

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Стр-во сооружений пром. назначения изначально во многом определяло облик СПб. и его окрестностей: Адмиралтейская, Партикулярная верфи, Канатный, Литейный дворы, Арсенал, Пороховые, Сестрорецкий, Ижорский з-ды и др
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Садовые мосты

САДОВЫЕ МОСТЫ, два моста через р. Мойку в р-не Летнего сада и Михайловского сада (отсюда назв.) с однотипными фонарями. Первый С. м. (до нач. 19 в. 2-й Царицынский, по Царицыну лугу; до 1924 Михайловский, по Михайловскому замку), по Садовой ул
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Сутугин мост

СУТУГИН МОСТ, через Бумажный кан., по Перекопской ул. (быв. Сутугина ул., отсюда назв.), служит входом в парк Екатерингоф. До 1795 здесь был построен дерев. мост, перестроенный в 1823 в 5-пролетный мост (инж. Б. Клапейрон, П. П. Базен). В 1945 дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ФОНТАНКА

ФОНТАНКА, река в СПб. Вытекает из Невы у Летнего сада и впадает в Большую Неву севернее Гутуевского о-ва. Длина – 6,7 км, наиб. ширина – 70 м, наиб. глубина – 3,5 м., средний расход воды – 34,0 куб. м/с. В нач. XVIII в
Источник: Город и вода

Французы

ФРАНЦУЗЫ, этнич. общность в составе населения СПб. Франц. яз. относится к романской группе индоевроп. языковой семьи. Верующие - католики, часть - реформаты. Франц. ремесленники появились в СПб. в первые годы его стр-ва, когда близ дворца А. Д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Шлиссельбургский мост

ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ МОСТ (быв. Архангелогородский), через Обводный кан., на просп. Обуховской Обороны (быв. Шлиссельбургский просп., Архангелогородский тракт - отсюда прежнее назв.). Построен в 1833 (инж. П. П. Базен) как 1-пролетный дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга